Вопрос: Учащиеся прогуливают школу и не только по болезни. Как поступить учителю? Какое лекарство им "прописать"?
***
Вирус «ухода из школы», к сожалению, и сегодня распространен в подростковой среде. Пустые парты в классе заставляют директора и завуча строго спрашивать с классного руководителя и учителя-предметника пресловутую «посещаемость», а педагоги в свою очередь «принимают меры» к прогульщикам, зачастую только усугубляя проблему пропусков подростками уроков в школе.
Сегодня учителю, работающему с учащимися-подростками, необходимо максимально опираться на психологические особенности данного возраста с обязательным учетом закона «не навреди».
Говоря о проблемах становления современного подростка, хотелось бы выделить наиболее существенные психологические характеристики именно 10–14-летних, тех, кто в соответствии с Законом “Об образовании” Российской Федерации должен учиться в 5–9-м классе общеобразовательной школы, и тех, кто наиболее подвержен «вирусу «ухода из школы». Перечислим несколько присущих именно подростковому возрасту противоречий, известных каждому педагогу, учитывая которые можно избежать многих ошибок взаимодействия учителя и ученика и тем самым избежать «заражения» «вирусом «ухода из школы».
Подросток считает себя взрослым, оставаясь по своим реальным силам ребенком. “Я взрослый, а поэтому взрослым не доверяю” – таково одно из наиболее символичных утверждений, отражающих как в зеркале ключевое противоречие подросткового возраста. Из этого противоречия естественным образом вытекает ряд других. Подросток больше всего нуждается в референтной группе, он хочет входить в ту или иную группу, считаться ее полноправным членом, жить по ее законам, но именно подростковые группы наиболее замкнуты и трудно принимают в себя новичков, что часто создает особое пространство одиночества вокруг подростка с трудностями в общении. Непринятые в группу подростки со всей очевидностью будут стремиться покинуть школу как место, вызывающее у них дискомфорт существования.
Для подростка характерно стремление отстаивать свое право на индивидуальность, уникальность, при этом, как ни странно, он хочет одновременно быть “ни на кого не похожим” и “быть – как все”. Подросток еще не ушел от детства, не ушел от игры, он испытывает потребность в игровых видах деятельности, но, стесняясь своей “детскости”, он стесняется и игры. Своеобразным механизмом защиты игры от самого себя выступает потребность в романтике, в приключениях, в ярких и эмоциональных событиях. Это стоит подчеркнуть особо – нормальное развитие подростка без событийно-эмоционального ряда жизнедеятельности практически невозможно. Игнорирование взрослыми «романтизма школьной жизни» - причина «заболевания» «вирусом «ухода из школы». В другой среде, вне школы, подросток найдет романтику, но «заразится» уже другими «вирусами».
К сожалению, педагогическая деятельность в мире подростков изобилует ошибками, которые трудно понять и объяснить чем-либо, кроме непрофессионализма учителей. Актуализируя свои знания в области возрастной и педагогической психологии, ответим на вопрос: каким должно быть образовательное пространство, в котором создаются все необходимые условия для нормальной жизнедеятельности подростка и в котором подростку хотелось бы находиться и учиться?
- Подросток нуждается в образовательных технологиях, качественно отличающихся от образовательных технологий младшей и старшей школы. Доминанта возраста – общение и действие, смысл образования – становление отношения к миру, к себе, к познанию, при этом это отношение становится результатом действия и дискуссий вокруг сделанного. Это очень удобное время для формирования множества нужных человеку социальных навыков и умений, обогащенных уважением к праву подростка на самостоятельное мнение. Умело организуя учебную деятельность подростка через максимальное удовлетворение потребности в общении, учитель повысит иммунитет ученика к «вирусу».
- Подросток очень нуждается во взрослом человеке, но не в каждом взрослом. Не стоит говорить о неприемлемости упования части педагогов на назидательные беседы и нравственные нотации в отношении подростка, о недопустимости “сюсюкающего” тона в отношении «почти взрослого» ребенка. Подростку взрослый нужен как партнер, опора, ориентир в быстро меняющемся мире. Отсюда – требование построения в педагогическом процессе особых отношений с подростком – отношений созидающего взаимодействия. У взрослых есть единственный способ помочь ему в обретении социального опыта и освоении нравственных истин – включить его в практику совместного переустройства мира к лучшему. Современная образовательная среда дает очень хороший шанс для профилактики «вируса» - включение подростков в социальную практику через изменение самой воспитательной системы в школе.
- Подросток нуждается в героях. Подросток всегда будет искать кумира для подражания. И этим кумиром чаще всего становится тот, кому не жалко ярких красок, сильных эмоций и громких дел, разворачиваемых на глазах подростка. Пока взрослые не станут такими «кумирами», подросток останется один на один со своей неутоленной потребностью “следовать за Звездой и подражать Звезде» без критического восприятия этой «звезды». К счастью, современная школа изобилует успехами учителей, среди которых победители профессиональных конкурсов, учителя, прошедшие успешно аттестацию на высшую категорию, женщины, воспитавшие прекрасных детей и благополучные жены, которых любят в семье, просто добрые люди, оказавшие поддержку тем, кто нуждался в помощи. Петь, музицировать, играть в волейбол, строгать, водить машину и вязать крючком тоже умеют наши учителя. Только надо, чтобы об этих успехах знали подростки – такое признание ничуть не хуже, чем «погружение» в мир тяжелого рока, ведь это достижения большой жизни вне школы, но благодаря школе. И это «прививка» от «вируса»
- Подросток нуждается в детском коллективе как естественной среде нормального развития. Без детского сообщества подросток также не может обойтись, как ребенок без игры. Из этого следует, что необходимо восстановить для каждого классного руководителя, работающего с подростками, смысл таких словосочетаний, как коллективное творческое дело, развитие коллектива, коллективное и индивидуальное поручение, малая группа, лидер детского сообщества, чередование традиционных поручений. Педагог всегда должен помнить, что коллектив не самоцель, а необходимое пространство становления индивидуальности, живущей в обществе других индивидуальностей. Умение педагога обеспечить подростку необходимое место в коллективе, соответствующее его потребностям в статусе и роли, умение подобрать слова к членам коллектива для того, чтобы подростка приняли в группу – это умение «выписать рецепт» для «лечения больного от вируса «ухода из школы».
- Подростковый возраст – уникальное время для освоения опыта сотрудничества с другими людьми, для постижения главного в современном гуманизме – другой человек, отличный от тебя человек не должен становиться предметом оценки “хуже он или лучше”, он просто – другой, но равный тебе по общечеловеческой ценности. Педагог как никто другой своим примером может показать подростку, как надо взаимодействовать с другими людьми с позиции «равный с равным», уважая наличие в характере и поведении другого человека и минусов и плюсов. Подросток должен понять, что «уход» из среды, с которой он не научился мирно уживаться, не является единственно правильным решением, можно найти и другие «лекарства».
- Одна из важнейших педагогических заповедей – защита права подростка на яркие и сильные эмоции, на приключения, на романтику, на увлечения и интересы. Если мы хотим заботиться об обучении подростка, нас в первую очередь должен волновать его познавательный интерес. Проще говоря, подросток тем лучше учится, чем ему интереснее. Если мы хотим заботиться о воспитании подростка, мы должны думать об эмоциональной и нравственной окраске событийного ряда его жизни. Свобода подростка на проявление своих эмоций – это неприкасаемая свобода. Учителю только необходимо научить ученика определять границы этой свободы и формы проявления эмоций. Лекарства горьки, можно сморщиться и выплюнуть (уйти из школы), а можно запить сладким компотом и выздороветь (остаться в школе, где интересно жить).
- С семьей у подростка часто очень сложные отношения. Увы, сложившиеся родительские стереотипы часто мешают взрослым настроиться на построение тех семейных отношений, в которых более всего нуждается подросток, – отношений равных прав и равной ответственности за создание в семье атмосферы комфорта, взаимного расположения, понимания; атмосферы, способствующей развитию каждого члена семьи. Мудрость учителя будет заключаться еще и в том, что он сумеет установить позитивные взаимоотношения с родителями ученика, тем самым помогая подростку «выздоравливать».
- Немаловажна и проблема учебной мотивации подростков. Сегодня возросло количество детей, у которых нет никакой учебной мотивации. Что влияет на учебную мотивацию подростка? Позиция ученика. Ребята в какой-то момент делают вывод, какие предметы им нравятся больше, а какие меньше (на основании многих причин, не всегда связанных со школой). Свои выводы они не склонны изменять, и это оказывает огромное влияние на успешность ученика, его активность в данной области. Многое зависит от родителей – их установок на то, какие предметы труднее или интереснее. Важно и то, насколько преподаватель верит в личный успех ученика. «Вирус» не действует на подростков, которым нравится определенный учебный предмет. Поэтому задача учителя – заинтересовать ученика своим предметом, чем раньше, тем лучше, не дожидаясь, когда подросток сделает выбор сам. Придумайте набор «витаминов», например, А – красивый кабинет, В – комфортное рабочее место, С – доступные задания, Д – поддержка успеха…
- Полезность деятельности. Ученики готовы тратить силы на то, что, как им кажется, может пригодиться в жизни, а также на то, что отвечает их внутренним потребностям. Причем девочки чаще принимают школьные требования за жизненно важные, личностно-значимые. Мальчики же склонны считать, что школа – это нечто отдельное, ненастоящее. Более того, она мешает жить настоящей жизнью, мешает учиться настоящему делу. Поэтому неуспешность в школе не означает, что они не смогут преуспеть в интересующей их области за пределами урока. Так, порою, худшие ученики по словесности уверены в том, что станут писателями, журналистами. Возможно, это и неплохо. Но если школьные требования не воспринимаются всерьез, если плохие оценки ничего для ребенка не значат, то нет и мотивации заниматься, работать над собой. Подросток ждет, что настанет время и он как-то вдруг сумеет, покажет всем! Не все подростки верят в то, что школа готовит их к жизни, что хорошая учеба поможет сделать карьеру. Это связано с позицией родителей и общественным мнением. По мере того, как будет развиваться рынок труда, у детей появится более реальное представление о роли школьного образования в достижении социального успеха, иллюзии развеются. Или школа изменится, начнет и впрямь учить детей тому, что им пригодится в жизни. Например, используя знания по химии и биологии, рассчитать рецепт молочной смеси для питания престарелых людей.
- Влияние педагога. Положительно влияет на мотивацию ребенка к учебе и продуктивной деятельности и собственная увлеченность педагога, его умение сделать урок занимательным, необычным. Дети предпочитают активную деятельность пассивному слушанию, собственную инициативу исполнению распоряжений, групповую работу индивидуальной. И конечно, их отпугивают сложные задания. Только посильная работа вызывает интерес. Подростки подчеркивают, что им легче взаимодействовать с учителями, достаточно гибкими, готовыми принимать чужую точку зрения. Слишком консервативные учителя, с узким спектром допускаемых возможностей, закрытые для всего необычного, отвращают их от работы. Ведь «уходят не от школы вообще», а от конкретных учителей, которые «достали». Вне школы подростка встретят другие «учителя», будет большая удача, если им попадется взрослый с позитивным взглядом на жизнь. Но зачем рисковать, если можно в своей школе на каждом уроке создать атмосферу увлеченной совместной деятельности партнеров – учителя и ученика.
- Сегодня одной из актуальных причин «ухода подростков из школы» является влияние внешнего мира. Дети склонны увлекаться тем, что вызывает уважение у сверстников, ценится в своей компании. Никто не хочет оказаться белой вороной, если в цене плохая учеба. Особенно беспокоятся по этому поводу подростки 14 – 17 лет в отличие от школьников младшего возраста, которые в меньшей степени боятся быть отвергнутыми из-за хороших оценок, из-за интереса к науке. Большое влияние на учебную мотивацию подростка оказывают его родители, культурная среда, в которой он пребывает. В частности, представления близких людей о том, как достигается успех в жизни и в учебе: за счет труда, вложенных усилий или за счет социального интеллекта, нередко с иждивенческой окраской. Если акцент ставится на последнем, любая неудача будет сильно сказываться на самооценке ребенка и снижать уровень его мотивации. Окружающая среда, в которой подросток проживает большую часть своей жизни – это и референтная группа, и телевидение, и Интернет, и значимый взрослый – от их аргументов в пользу тех или иных ценностей жизненной траектории подростка зависит выбор приоритетов: школа как ступень во взрослую успешную жизнь или как вокзал, на котором надо терпеливо переждать невзгоды существования и уж потом…! И не помешает научить подростка использовать критическую оценку любой внешней информации, а то примет «пищевую добавку», а вместо лекарства – «бацилла»…
- Признание и оценка. Ученики интересуются тем, что требует каких-то усилий, но эти усилия должны быть замечены, оценены как учителем, так и другими значимыми людьми: сверстниками, родителями. Подросткам особенно важно освоить универсальные учебные навыки, понять, как можно учиться, как оценивать себя. В противном случае они теряют уверенность: им начинает казаться, что они ничего не знают, не могут узнать, а значит, и не хотят. Педагогам только следует не забывать, что не всегда оценка «за результат» важнее, чем оценка «за процесс». Чем чаще подросток получает положительное признание за собственные старания в процессе какой-либо деятельности, тем скорее он получит положительную оценку за результат этих стараний. Ни один человек не покинет место, где про него говорят, что он хороший, старательный, успешный, настойчивый, трудолюбивый, правда, иногда ошибается, но умеет вовремя остановиться и сделать правильные выводы…
К счастью, многие подростки имеют сильный иммунитет к вирусу «ухода из школы», поэтому учителям не стоит беспокоиться о том, что они вынуждены будут много времени уделять оздоровлению «заболевших». Сделав акцент на профилактике, учителя навсегда оздоровят школу от зловредного вируса.
..........................................................................................................................................................................................................................................