Вопрос: Подскажите, как уговорить ребенка 5-ти лет лечить зубы? Он криком кричит у порога кабинета стоматолога! Мои уговоры не помогают!
Ответ: Уважаемая мамочка, если твой малыш уже криком кричит на подходе к поликлинике, то увы, ты, пропустила самый важный момент – познакомить ребенка со стоматологом тогда, когда у него еще ничего не болит. Но это не упрек тебе, это напоминание тем, кто читает эти рекомендации психолога и у них в доме ребенок пока со здоровым зубками. Родители, покажите малышу кабинет стоматолога заранее, он узнает, что доктор – добрый, и в его памяти навсегда это останется. Тут работает закон психологии «эффект края», запоминается первая информация и последняя. Пусть первая будет положительной!
А теперь о твоем вопросе.
Сейчас ребенку больно, раз его ведут к врачу, значит, у него болят зубы. Твоя первая цель: пожалеть малыша. Погладить по головке, обнять крепко-крепко, поцеловать, сказать ласково: «Мне тебя так жалко, у тебя болят зубки. Я тебя понимаю, маленький, это очень больно!» Такие объятия должны продолжаться так долго, пока малыш не начнет всхлипывать ( не кричать, а тихонько всхлипывать) – значит, он уже начинает успокаиваться. Разговаривать с ним, пока он кричит, бесполезно, надо довести его до состояния тихого всхлипования. Следующая цель: подвести малыша к сознательному желанию пойти к доктору. Теперь говори тихим голосом обязательно в правое ушко – если мальчик, в левое – если девочка (это связано с доминирующим полушарием у детей разного пола) примерно такие слова: «Ты же хочешь, чтобы зубки перестали болеть? Правда, хочешь? Кивни мне, что ты хочешь. Умница! А теперь скажи вслух, что ты хочешь, чтобы зубки не болели. Молодец! Скажи еще раз, и еще раз! Вот какой ты молодец! Ты правда хочешь, чтобы зубки были здоровыми! А ты хочешь, чтобы кто-то тебе помог их вылечить? А кто этот человек? А почему доктор может вылечить, а мама не может? Правильно все сказал, ты все понимаешь! Доктор всегда помогает маленьким детям вылечить зубки, чтобы они не плакали. Ты хочешь попросить доктора, чтобы он вылечил тебе зубки и чтобы ты не плакал? Ты ведь не хочешь плакать? А что ты скажешь доктору, когда мы придем к нему в кабинет? Правильно, и я бы так сказала, будь на твоем месте: пожалуйста, вылечите мне зубки! Ты у меня хороший и вежливый сын, доктор тебе обязательно поможет! А доктор сможет тебе помочь, если мы не пойдем к нему в кабинет? Почему? Правильно, у нас дома нет нужных для лечения инструментов. А если мы с тобой вместе пойдем к доктору, он сможет вылечть твой зуб? Правильно, мой хороший, у доктора есть все, чтобы тебе помочь. Что нам сейчас с тобой надо сделать вместе? Правильно – собраться и пойти к доктору. Я – пойду, я же хочу, чтобы у моего сына зубки были здоровыми. Ты пойдешь со мной? Ты же тоже хочешь, чтобы твои зубки были здоровыми? А какую игрушку мы возьмем с собой? А ты попросишь доктора, чтобы он и твоему мишке вылечил зубки? Ты похвалишь мишку за то, что он смелый и может чуть-чуть потерпеть? А что ты ему скажешь? Хорошие слова: потерпи чуть-чуть, скоро тебе не будет больно! А вы с мишкой скажете доктору спасибо? Ты мой хороший, я тебя так люблю! Ты самый смелый малыш в мире!»
.................................................................................................................................................
.................................................................................................................................................
Ты проследила цепочку твоих стимуляций? Повторю еще раз:
- Сочувствие и поддержка
- Акцент на позитивном желании плюс поддержка
- Переключение на позитивное желание плюс поддержка
- Закрепление позитивного желания плюс поддержка
- Переключение на доктора, на его действия
- Рассуждения о том, что доктор – помощник
- Закрепление позитивного восприятия доктора через виртуальный диалог с доктором
- Мотивация на встречу с доктором
- Переключение на игрушку – ребенок поддерживает игрушку
- Мотивация на желание пойти лечить зубки игрушке
- Подкрепление слов, сказанных игрушке
- Сочувствие и поддержка сына
Да, это долго, но эта цепочка правильная. Она постепенно переводит ребенка к осознанному выбору своего поведения согласно его возраста.
..........................................................................................................................................................................................................................................