google-site-verification: google9044dbfdb13d93de.html

Одаренные дети – кто они?

Одаренный ребенок – это прежде всего ребенок, а уже потом одаренный!

 Мудрая природа распределила всех людей гармонично: 80% от всего человечества – это люди с интеллектуальным развитием, которые принято считать «нормой». Остальные 20% по закону Паретто распределяются равномерно – по 5% с одной стороны – люди с различными диагнозами легкой и средней умственной отсталости, но способные к частичному обучению, самообслуживанию и выполнению трудовых операций, с другой стороны – люди, которых называют одаренными и их одаренность проявляется в высоких учебных или профессиональных достижениях. 5% - это люди с диагнозом идиотизм, они не способны к обучению вообще, в том числе их нельзя обучить даже простейшим навыкам самообслуживания, не говоря уже о трудовых навыках. И на другом конце линейки находятся гении, их тоже примерно 5% от всего человечества – это люди с уникальными умственными способностями, которые ярко проявляются в разнообразных видах деятельности и которые приносят самые крупные научные и другие открытия человечеству. На границе этих двух миров – люди с задержкой психического развития и люди с повышенными способностями к определенному виду интеллектуальной или другой деятельности. При благоприятных условиях они переходят в норму развития, при неблагоприятных – в патологию.

Предвижу ваш вопрос: можно ли назвать людей с одаренностью и гениальностью патологией развития? Все очень условно, тем более, что и понятие «норма» и критерии «нормы» постоянно меняются. Хотя по большому счету и одаренность, и гениальность – это отклонение от нормы, пусть даже со знаком «плюс». Дискуссию по этому вопросу можно продолжить в следующий раз, если у вас есть, что мне возразить, а сейчас более подробно поговорим о детях с повышенными способностями, которые сидят в вашем классе.

Видеоконсультация на эту тему на канале Центра Мир психологии:

Вы же хотите, чтобы их развитие пошло на пользу и им самим, и всему обществу? Я же хочу, чтобы моя информация определила ваше направление педагогического воздействия на таких детей, чтобы их природные задатки получили максимально положительное развитие.

Обратимся к определению способностей, я озвучу научное понятие чуть в упрощенной форме.

Способности – это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию знаний, умений и навыков не относятся.

О чем говорит это определение?

О том, что мы можем наблюдать повышенные способности только в неком продукте человеческой деятельности, например, рассматривая дневник ученика в отличными оценками по определенным предметам, которые он получил, проявив себя на уроках. Ученик имеет развитую речь и может ясно излагать свои мысли, его память позволяет ему запоминать большое количество материала, он хорошо решает задачи по физике и с пониманием рассуждает о феномене Анны Карениной в современной действительности, его рисунки размещаются на краевых выставках, дома он хранит кубки и грамоты по волейболу, он аккуратен и деликатен при общении со взрослыми…

И все это на фоне развития других детей, которые проигрывают ученику по многим показателям. Однако, при психологической диагностике мы констатируем, что его познавательные способности в рамках нормы и в общих графиках интеллектуального развития класса он никак не выбивается из строя одноклассников.

Можем ли мы назвать такого подростка как ученика с повышенными способностями? Однозначно и только потому, что у него в наличии есть какие-то показатели развития, которые пока не изучены, но которые влияют на продукт его деятельности.

Это может быть, например, развитый эмоциональный интеллект, позволяющий ученику добиваться целей, доминирующее левое полушарие, позволяющее усваивать точные науки, высокий рост или данная природой мышечная масса вкупе с холерическим темпераметром, позволяющие подростку быть намного выносливее на спортивных соревнованиях…. А еще его личная мотивация и воля, как особенности характера.

Именно за счет этих психологических особенностей школьник и достигает высоких результатов, а значит ваш ученик – одаренный ребенок! Его природа одарила особыми качествами личности и он успешно использует это подарок.

И мы знаем очень много других примеров, когда IQ ученика высокое, деньги у родителей есть на кружки и дополнительные факультативы, бабушка и дедушка профессора, но… подросток никак не проявляет свои потенциальные возможности.

И учителя не создают ситуации, где этот ученик мог бы проявить их.

Вот тут надо подчеркнуть, что способности обнаруживаются только в деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей.

Включившись в ту деятельность, которая максимально отражает потенциальные способности ученика, он усваивает материал легко и быстро, достигает высоких и прочных результатов с первого раза и сохраняет или повышает результат с каждым новым уроком.

Учитель может заметить, что с первыми результатами у ученика вдруг появляется мотивация и повышается интерес в процессу, его размышления своеобразны, его действия креативны, продукт его деятельности уникален. Уникален на фоне сверстников - я подчернку это!

В качестве примера, вспомните сказку Бажова «Каменный цветок», тот сюжет, когда Мастера Прокопьича обязали обучить учеников и как он выгонял из своего дома всех, кого приводил приказчик, пока вдруг не заметил худенького пацанчика Данилу, на первый взгляд, совершенно не годного для малахитных дел.

Как проявил себя Данила? И стал бы он мастером, если бы не попал в ученики к Прокопьичу?

А что, если бы старый мастер на заметил искру во взгляде своего будущего ученика? Правда, есть над чем задуматься?...

Другими словами – пока ученик не будет включен в особый вид деятельности, нельзя говорить, есть ли у него способности к определенному виду деятельности, не смотря на наличие высоких показателей развития каких-либо потенциальных способностей!

Идем дальше.

Рассмотрим характеристику способностей.

Мы может наблюдать ее качественную и количественную стороны.

Качественная характеристика способностей – это сложный комплекс психологических свойств человека, обеспечивающих успех деятельности, так называемый набор переменных величин, позволяющих идти к намеченной цели.

Если вы ожидаете от ученика высоких результатов по химии, у него должны быть развиты, например, такие познавательные способности, как долговременная память, абстрактное мышление, пространственное мышление, воображение, устойчивое внимание, способность концентрироваться одновременно на двух и более объектах, а еще должны быть сформированы личностные качества, такие как высокая работоспособность, аккуратность, ответственность, хорошо, если это будет ребенок с меланхоличным типом темпераметра и т.д.

Вы заметили, что ему не требуется, например, развитая речь и глубокое понимание невербалики другого человека, для химика это не важное качество, хотя, конечно, если у ученика есть и это – это тоже не помешает! Кстати, последнее больше подходит для лирика, а не для химика!

Количественная характеристика способностей – это способ измерения способностей посредством психологических тестов умственной одаренности, выявляющее ранговое место личности и ее пригодность к той или иной деятельности.

Я уже приводила понятие Коэффициент интеллекта – IQ – это яркий показатель, позволяющий определить наличие потенциальных способностей ребенка в сравнении с другими детьми, если вы выбираете претендентов на какой-либо вид деятельности.

Например, вам нужно только два докладчика на региональной научной конференции, и хотя в школе есть потенциально четверо детей с высокими достижениями в исследовательской деятельности, вам надовыбрать только двоих из них. Ученики с более высоким показателем IQ скорее всего будут в выигрыше, если, конечно, вы, как учитель, не прибегнете к другим критериям отбора.

Какова структура способностей?

Нам нужно ее знать, чтобы не ошибиться в постановке диагноза и впоследствии выбрать более подходящую программу развития школьника.

Выделяют общие и специальные способности.

Общие – те способности, которые проявляются во многих видах деятельности. Специальные – отвечают более узкому кругу требований определенной деятельности.

Определите, к каким способностям вы отнесете успехи ребенка на уроках литературы? А на уроках ИЗО?

Правы те, кто умение рисовать отнес к специальным способностям, а навыки красноречия к общим. Художник может литературным языком описывать сюжет своей картины, потому что красноречие – это общие способности. Но не каждый поэт и писатель нарисует иллюстрацию к своему произведению, для этому у него нет специальных способностей.

Знание того, к какой категории способных детей относится определенный ученик, даст учителю возможность спланировать его обучение так, чтобы его способности были проявлены в наиболее благоприятное время для получения результата, того продукта деятельности, который мотивирует школьника на свое дальнейшее развитие. А еще для того, чтобы не только не замедлить развитие таланта, но и не спешить с его развитием.

Итак, категории способных детей:

Дети с ранним подъемом интеллекта, как основы общих способностей, или специальных способностей. Таких детей не заметить нельзя. Результаты их развития проявляются уже в раннем детском возрасте, их называют вундеркиндами и я не буду останавливаться на их характеристике подробно, потому что вам самим это известно.

Я только обращу ваше внимание на том, что часто раннее развитие не закрепляется в долговременном продукте или еще хуже - развитие получается односторонним. Вундеркинд – это яркая вспышка звезды на небосклоне, звезды, которая, УВЫ, так же быстро затухает, потому что ни родители, ни учителя не развивают другие стороны личности ребенка, а они, эти не развитые стороны, впоследствии тормозят возникшее раннее развитие. Уже к средней школе такие дети выравниваются с одноклассниками по уровню достижений, а порой становятся даже отстающими…

Почему так происходит и как это предотвратить – это тема нашей встречи на будущее, если вам, уважаемые учителя, это интересно.

Следующая категория способных детей:

Дети с ярким проявление способностей к отдельным школьным наукам и видам деятельности. Ребенок с развитыми специальными способностями может надолго сохранить их и закрепить в долгосрочном продукте деятельности. Учителю легко работать с таким учеником, потому что сам ученик мотивирован на деятельность.

Маленькая тонкость в работе с таким подростком – они более акцентированы на процессе, а не на результате. Если постоянно смещать его цель вперед, ребенок будет достигать высоких результатов. Любая остановка – это потеря мотивации и как следствие – потеря результата.

И есть у этой категории одаренных детей слабое звено – они теряются среди сверстников в вопросах, не связанных с их специальными способностями, что очень усложняет их жизнь, когда они становятся взрослыми.

Все поправимо, однако об этом тоже поговорим в следующий раз.

Есть еще одна категория способных детей, которых сразу и не разглядишь в общей массе учеников с развитием в показателях Нормы.

Дети с потенциальными, пока не ярко выраженными способностями. Эти затаенные души могут проснуться в любое время. Совпадет ли их пробуждение со временем обучения в школе? Получит ли учитель удовлетворение от результата обучения такого ученика? Вопрос!

Уважаемые учителя! Пусть вас греет мысль, что именно вы заметили эти потенциальные способности у такого ученика и помогли им развиться. Что это может быть? Это могут быть высокие показатели развития познавательных процессов, физические, эмоциональные качества личности ребенка, воля и целеустремленность, работоспособность и умение концентрироваться, общительность и развитый эмоциональный интеллект…

В каждом ребенке природа что-то скрыла от взгляда учителя, потому что время раскрыться таланту еще не пришло. Если сумеете создать ситуацию, в которой раскроется талант вашего ученика, вы сами, коллега, можете считать себя гениальным учителем, потому что это очень трудно - заметить то место, в которое Бог поцеловал ребенка. К сожалению, не все во власти учителя…и психолога!

Зато есть кое-что, что учитель может продиагностировать с высокой долей вероятности, есть что-то, что поможет учителю понаблюдать за ребенком и выявить его потенциальные повышенные способности. Сейчас речь пойдет о природных предпосылках способностей.

Мы уже знаем, что способности не приобретаются человеком в готовом виде, как нечто данное ему от природы, врожденное, а формируются в жизни и деятельности. Однако они базируются на задатках, как природных предпосылках способностей.

Задатки – это морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей.

Природа позаботилась о том, чтобы все отделы мозга были развиты синхронно и каждый его отдел выполнял ту функцию, на которую рассчитывает весь организм.

Давайте проведем эксперимент. Скрутите листок бумаги в трубочку. Теперь наведите трубочку на дальний предмет, например, посмотрите вот на эту точку на экране одновременно двумя глазами. Вы ее видите? Морфологически мозг имеет способность концентрировать взгляд на предмете и видеть его. Теперь попеременно закрывайте левый и правый глаз и продолжайте смотреть через трубочку на точку.

Что вы заметили? Правильно, точка или остается на месте, или сдвигается. Причем у всех по-разному, потому что функционально у вас по-разному работают полушария мозга. У кого-то доминирует правое полушарие и тогда точка сдвигается в сторону, если вы смотрите на нее левым глазом. У кого-то ведущим является левое полушарие и тогда точка движется, если вы смотрите на нее правым глазом.

Вот так и у детей.

У кого-то лучше развиты отделы мозга, отвечающие за память и мышление, у кого-то за активность мышц, кто-то легко манипулирует образами, а кому-то лучше учебный материал воспринимать на слух. Согласитесь, и способности к разным видам деятельности у каждого ребенка могут проявляться по-своему.

Вот только не надо сейчас пенять нашей системе образования с ее целевыми усредненными показателями обучаемости и превозносить систему индивидуального образования. Помните, людей с повышенными способностями всего несколько процентов, все остальные – норма, т.е. они одинаковы в проявлении своих способностей.

Однако закон Паретто работает всегда и везде! Если вы будете его помнить, то обязательно найдете того ученика, которого учи – не учи, один толк, вернее – бестолочь!

Но есть в вашем классе кто-то, в кого природа заложила определенные задатки. Рассмотрите их, включите ребенка в деятельность и вы получите продукт этой деятельности, определяющий, проявились ли задатки в способностях или нет!

А знаете почему это надо сделать?

Потому что формирование способностей вполне возможно, если учесть, что проявление способностей находится в прямой зависимости от конкретных приемов и методик формирования соответствующих знаний, умений и навыков, которые исторически вырабатываются людьми в ходе удовлетворения потребностей общества.

Если мы обратимся к истории педагогики, мы вспомним, что в царской России считалось, что дети крестьян не способны к наукам и чтению. И все потому, что их учили в группах по методикам индивидуального обучения.

С маленьким дворянином работал учитель один на один, поэтому технология обучения чтению (аз, буки, веди) срабатывала, но в классах церковно-приходских школ она не давала быстрых и стойких результатов.

Хотя… и среди крестьянских детей были дети с повышенными способностями, ведь правда?

Современные учителя владеют методиками, помогающими сформировать способности на основе задатков, чтобы каждый ученик смог реализовать себя в результатах учебной деятельности, а впоследствии и профессиональной. Мы умеем учить детей в группах, но умеем ли учить их так, чтобы проявлялись их индивидуальные способности? И вот это проблема! Потому что, во-первых, нет пока достоверных способов отбора и диагностики детей с повышенными способностями, а во -вторых – развитие таких детей происходит неодинаковыми путями и в разном темпе.

А еще есть ошибки учителей, которые они допускают при обучении детей с проявлением таланта и гениальности.

Я обозначу их тезисно, т.к. тема ошибок учителей по отношению к детям с повышенными способностями требует отдельного более детального разговора.

Педагоги считают, что развитие такого ребенка не требует никакого участия. Все внимание на уроках отдается Норме или отстающим, поднятую руку ребенка одаренного игнорируют, успокаивая себя словами «Я знаю, что он знает, но не могу же я только его одного всегда спрашивать, мне и другим детям надо оценки в журнал ставить!»

Педагоги чрезмерно вмешиваются в процесс формирования способностей, включая одаренного ребенка во всем мыслимые и немыслимые виды деятельности. Что в итоге? Усталость и стресс! … а потом вдруг низкие оценки в дневнике и отвращение к школе…

Педагог воспринимает одаренного ребенка как проблему, потому что не готов признать как факт, что первенство ребенка в определенной области затмевает его педагогический профессионализм. Признайтесь, только честно: произносили ли вы, уважаемый учитель, хоть раз фразу, подобную этой «А еще что ты знаешь? Думаешь, ты тут самый умный?»

Педагог не владеет арсеналом соответствующих средств, методических технологий, особых программ по обучению одаренных детей… или не желает этому учиться.

Педагог эксплуатирует одаренного ребенка либо из-за престижных профессиональных соображений, либо в качестве символической компенсации собственных неудач и проблем. Есть и другие ошибки учителей, которые заставляют задуматься...

А еще есть проблемы в развитии не только самих способностей у одаренных детей как таковых, но и проблемы в развитии всей его личности с явными или скрытыми недостатками. Вы же согласитесь со мной, что одаренность не тождественна нравственности или положительной стратегии развития характера, например.

Сейчас я обозначу те особые моменты при развитии одаренных детей, учитывая которые можно избежать многих педагогических ошибок.

Я их сейчас назову, только попрошу сразу на закидывать меня шапками, мол, это нереально. Позвольте себе подумать над моими словами, прежде чем вы будете возражать. А если что-то захотите уточнить, то мы всегда может продолжить наш разговор на следующей встрече.

Индивидуальность вместо комформизма –учителю надо создать условия, чтобы одаренность ученика проявилась. Для этого ребенку придется дать возможность вести себя так, как он может, а не так, как надо.

От известного – к неизвестному – исходный путь учения должен находиться в сегодняшнем дне ученика. Для этого придется учителю признать как факт, что одаренный ученик уже и сам много знает, даже иногда больше учителя знает. Вот применяет эти знания не всегда адекватно, но это уже забота учителя.

Радость от процесса, а не от результата –радость от результата может быть короткой. Возможность получать удовлетворение в процессе – вот неисчерпаемый источник радости одаренного ребенка. Для этого учителю придется перестроить весь процесс урока так, чтобы достигнутая ребенком цель сразу же превращалась в источник новой цели и так до бесконечности, ну в смысле, до окончания школы…. А потом отпустить…

Учить вопросам, а не только ответам и фактам – через вопросы сначала пробуждается в ребенке любопытство и его латентная тяга к знаниям, затем расширение знаний происходит благодаря новым вопросам, которые они задают. Факты же даже в точных науках бывают устаревшими, тогда как через креативную постановку вопросов прокладывается пусть к тому, чтобы в любое время получать актуальную информацию. Учителю придется научить одаренного ребенка задавать вопросы, а найти ответы на них он и сам способен.

Развивать междисциплинарное, а не только категориальное мышление.

Отдавать приоритет сбалансированному обучению. Ранней специализации следует осознанно и активно препятствовать. Одностороннее развитие подобно флюсу. Задача учителей – создать связи между отдельными дисциплинами, чтобы ученик максимально развивал общие способности. Время специализации должно быть дозировано!

Ориентация на будущее – побуждать детей к учению и исследованию, показывая им причастность к непрерывности человеческого мышления и деятельности. Девиз одаренного ребенка – обучение не на всю жизнь, а через всю жизнь! Хотя, согласитесь, этот девиз подойдет и ученикам со способностями в рамках нормы.

Обучать через игру – вырабатывать способность играть с понятиями, идеями и материалами и отважиться комбинировать их в новых различных формах. Для одаренных детей такое обучение является стимулирующим, поскольку они могут реализовать бОльший потенциал, чем любой другой ученик в классе. Но за ним потянутся и это хорошо!

Развивать социальное, а не только индивидуальное мышление – необходимо развивать у одаренных детей личностные качества сопричастности, чтобы они открыли для себя более высокие ценности, чем личный успех. Развитие эмоционального интеллекта нужно не только троечникам, отличникам оно намного важнее для успешной взрослой жизни!

Коллеги! Свою небольшую лекцию сегодня я завершаю словами Антуана де Сент-Экзюпери и надеюсь, что я дала вам пищу для размышления

«Ты можешь все изменить. На бесплодной равнине вырастить кедровый лес. Но важно, чтобы ты не конструировал кедры, а сажал их семена!»

........................................................................................................................................................................................................................

.....................................................................................................................................................................................................................

Мы очень старались, чтобы сайт был интересным и полезным для наших читателей. Мы будем стараться еще больше от сознания того, что ты, дорогой гость, подписался на нашу рассылку! 

Открыть чат
На форуме - бесплатно. По скайпу - 1500
На форуме психолога - консультация бесплатно!