Выбирая профессию по душе, задумывается ли выпускник ВУЗа - будущий работник о том, как будет складываться его профессиональная карьера? Период построения карьеры начинается не с момента подписания трудового договора, его начало – с первых институтских лекций, когда молодой человек не только начинает изучать предмет по специализации, но и готовить самого себя к тому, как он пройдет этот путь профессионала: будет ли он ведомым и там как получится или возьмет управление собственой карьерой в свои руки.
Пока для студента приоритетны его достижения и успехи в образовательной деятельности. Представления о самом себе в профессии часто ограничиваются первыми впечатлениями о том дне, когда выпускник приступит к выполнению профессиональных обязанностей. Зачастую это представление базируется на внешних атрибутах специальности: будущий врач представляет себя в белом халате у хирургического стола, будущий инженер – в фирменной спецовке в рабочем цехе, будущий банкир в строгом костюме от брендового портного на заседании совета директоров. Будни профессиональной деятельности пока не воспринимаются студентом в полном объеме, даже если он проходил полноценную практику и имеет представление о том, чем именно он будет заниматься на протяжении долгой профессиональной жизни.
Статья опубликована в журнале "Образовательные технологии" № 2 2017 - читать здесь
Слово «карьера» пока не ассициируется с такими понятиями как «горизонтальная и вертикальная карьера», «карьерная лестница», «карьерный рост», «карьерное плато» и даже «спад карьеры», хотя на вопрос «Хотел бы ты сделать карьеру в своей профессии?» студенты отвечают положительно, если, конечно, выбор этой профессии был сделан в свое время сознательно, а не по незначимым критериям, таким, например, как «в этот институт было легче поступить». Ошибка карьерного роста подстерегает тех выпускников ВУЗов, кто не подготовился к такому росту, кто пустил все на самотек, кто не спланировал свою карьеру и не взростил ее поступательно. Именно «спланировал» и «взростил», потому что не каждому так везет, что у него есть внешние помощники их числа тех, кто принимает решение о карьерном росте специалиста, и не каждый дождется роста своей карьеры, если будет только надеяться на появление внешних помощников. Однако, если еще обучаясь в институте, студент правильно подойдет к процессу формирования своей карьеры на протяжении всей профессиональной жизни, он добьется значимых результатов и получит удовлетворение своих амбиций.
Важно учитывать две главные составляющие успешной карьеры:
- Социальную среду
- Лицо, принимающее решение
Социальная среда — совокупность материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования, формирования и деятельности человека и социальных групп, включающая в себя экономику региона, общественное сознание, территориальную субкультуру и социальную микросреду - непосредственное окружение человека: семью, трудовую, учебную и другие группы. Специалисту необходимо понимать, что для достижения реальной карьеры ему необходимо учитывать факторы той социальной среды, в которой будет проходить его профессиональная жизнь. С этими факторами нужно или смириться, как с неизбежными, или использовать все возможности, чтобы изменить социальную среду на более благоприятную для карьерного роста. Можно долго мечтать о портфеле министра, проживая в городке на переферии страны, но так и не дождаться исполнения своей мечты, не смотря на высокие профессиональные достижения в социальной среде маленького городка. Можно ускорить получение будущей высокой должности, начав свою карьеру с переезда как минимум в региональный центр.
Лицо, принимающее решение – это человек, наделенный полномочиями в той или иной сфере, несущий прямую ответственность за реализацию и последствия принятого решения. Это может быть непосредственный начальник работника в той организации, в которой работает специалист, желающий сделать карьеру, или начальник начальника, или приближенный к начальнику, или «серый кардинал» в трудовом коллективе (часто эту роль играет секретарша начальника или его жена). Именно от лица, принимающего решение, зависит оценка профессиональных достижений специалиста и возможность его карьерного роста, потому что случаи самовыдвижения довольно редки и граничат с голивудскими чудесами. Можно стать высококлассным профессионалом, которого ни один начальник не захочет отпускать от себя, потому что самого начальника волнует только собственная карьера, а она стоит «на плечах» классных специалистов. Можно быть посредственным работником, который мастерски использует собственный социальный интеллект при построении контактов с нужными людьми, и любой начальник будет считать за честь поспособствовать росту карьеры такому «далеко идущему специалисту».
Время, отведенное на обучение в ВУЗе, благоприятно для того, чтобы уже с первого курса накапливать ресуры для изменения социальной среды и обучаться способам установления социальных контактов с людьми, принимающими решения.
Успешная карьера специалиста может проходить по двум сценариям:
- поступательная карьера, распределяемая равномерно по определенным этапам развития личности профессионала,
- стремительная карьера, так называемый «быстрый взлет» на каком-то определенном этапе с последующем «карьерным плато», т.е. стагнацией профессионального роста на протяжении долгих лет.
Как ни привлекательна для молодого специалиста стремительная карьера, она не даст удовлетворения его профессиональным амбициям, потому что «любой фрукт созревает в свое время». Быстрый взлет зачастую показатель не профессионализма, а «наличия лохматой руки». Социальная среда относится настороженно к таким специалистам и их становление в профессии часто сопряжено с производственными конфликтами. Профессиональные результаты такого специалиста минимальны и без внешней поддержки ему трудно утвердиться не только в глазах коллег и подчиненных, но и в собственных глазах. Недаром даже очень большие начальники, если они желают профессиональных успехов своим детям, назначают их на самые низкие должности в фирме, дают им возможность наработать профессиональный опыт и постепенно доводят их до высокого уровня знаний и умений в определенной специальности.
Поступательная карьера благоприятна для молодого специалиста, потому что она позволяет постичь все тонкости профессии и получить положительные результаты в работе, которые послужат основой для успешного карьерного роста. При прочих равных условиях больше шансов получить назначение на должность тому специалисту, за плечами которого положительный опыт на предыдущем месте учебы или работы и значимые результаты для своего возраста, чем тому, портфолио которого содержит только диплом с отличием и никаких других доказательств. Поступательная карьера совпадает с сензитивными этапами развития личности и не мешает успешно совмещать производственную и все другие стороны разнообразной жизни человек, т.к. согласуется с потребностями человека в одновременных профессиональных и личных достижениях. Однако и поступатльной карьерой лучше управлять самому, чем допускать управление ею другими людьми, у которых имеются свои скрытые цели, не совпадющие с целями работника. Потом, через много лет, проанализировав свой профессиональный путь, человек может разочароваться в своих достижениях, но время будет упущено и ничего изменить уже будет нельзя. Так выпускница экономического факультета технического ВУЗа, умненькая, подающая надежды «девочка-бухгалтер» в детском саду, став взрослой 50-летней дамой так и осталась «грамотным уважаемым специалистом» без наград и званий, потому что заведующая этим садом в свое время не посчитала нужным раскрыть весь потенциал своего бухгалтера, ведь штатным расписанием не было предусмотрено повышение квалификации и аттестации бухгалтеров для получения высшей категории с соответствующим социальным статусом и заработной платой, а отпускать хорошего специалиста, за которым как за каменной стеной, не хотелось.
Студентам, желающим пройти успешно свой путь в выбранной ими профессии, не стоит игнорировать тонкости карьерного роста, которых, разумеется, много. Сегодня к рассмотрению предлагается путь управления карьерным ростом с позиции возрастных периодов развития человека, сензитивных потребностям определенного возраста применительно к профессиональной деятельности.
До 20 лет – стадия обучения, на которой молодой человек постигает азы профессии.
На этой стадии студент включен в процесс обучения в ВУЗе или другом учебном заведении, дающем ему не только необходимые знания, но и документ, подтверждающий знания. Конечно, с развитием современных технологий обучения и самомотивируясь на изучение какой-либо специализации, можно со временем научится выполнять необходимы трудовые действия, а потом заниматься ими всю жизнь, получая материальное и моральное удовлетворение. Однако социум ориентируется не только на знания и умения работника, но и на документы, подтверждающие наличие у него этих знаний и умений. Более того, сегодня работодатель скурпулезно изучает как сам документ, помятуя, что документы могут быть подделкой, так и портфолию бывшего студента, информацию о котором легко взять в любом учебном заведении. Поэтому, если студент заинтересован в своей будущей успешной карьере,
- ему необходимо ответственно отнестись к выбору учебного заведения и весь период учебы наполнять свое портфолио разными положительными достижениями как в учебной, так и в социальной деятельности. Но раз мы говорим о карьере, то одно из самых важных условий при выборе ВУЗа – это его значимость в той профессиональной среде, в которой выпускник начнет свой путь. Получается, что, чем выше статус учебного заведения, тем больше шансов сделать блестящую карьеру. Это возвращает студента уже на школьную скамью – еще учась в школе, ученик должен размышлять о своей карьере и учиться так, чтобы была возможность поступления в ВУЗ более высокого статуса.
- ему необходимо выбрать профессию, позволяющую сделать успешную карьеру. Согласитесь, что библиотекаря не назначат начальником департамента образования, программиста обойдет инженер при подборе на вакансию директора крупного завода, врач общей практики должен будет долгие годы доказывать свое мастерство, чтобы его назначили Главным врачом больницы в отличии от хирурга. Другими словами, начальная специализация во многом влияет на вертикальную карьеру работника. Эту особенность общества надо учитывать при выборе профессии.
20 – 35 лет – стадия включения в профессию, на которой происходит достижение успеха в определенной специализации.
На этом периоде развития личности для человека актуальны отнюдь не профессиональные достижения, преоритетны создание семьи, обустройство быта, рождение детей. Для всего этого нужны деньги, поэтому работник задумывается над тем, как своими профессиональными знаниями и умениями заработать как можно больше. Включение в профессию может проходить двумя вариантами построения карьеры: горизонтальной – расширение профессиональных навыков и получение устойчивых результатов работы в определенной должности до уровня эксперта и вертикальной – получение назначений на должности с различными профессиональными компетенциями независимо от результатов работы на каждой из должностей. Для горизонтальной карьеры характерно качественное выполнение определенных трудовых функций и получение вознаграждения именно за результат труда. Для вертикальной карьеры важен не столько результат собственного труда, сколько способность работника установливать социальные контакты с людьми, принимающими решение, а материальное вознаграждение складывается от тарифа оплаты труда определенной должности и нацеленности на получение бонусной оплаты в зависимости от статуса этой должности. Так, при горизонтальной карьере будучи инженером на заводе, работник будет накапливать профессиональный опыт, который с годами станет настолько уникальным, что его будут считать высококлассным специалистом, но заработная плата будет соответствовать только результату его труда: перевыполнил план – высокая оплата труда. При вертикальной карьере, если молодого инженера назначат на должность хотя бы маленького начальника, ему придется включиться в систему взаимоотношений «подчиненный – начальник – еще больший начальник», где только его статус в должности будет подкреплен высокой оплатой: повышение в должности – повышение оплаты труда. Кстати, маленькие начальники, не развивающие свою вертикальную карьеру дальше, со временем будут получать гораздо меньше денег за свой труд, чем их соратники, вступившие на путь развития горизонтальной карьеры.
Если учитывать, что возраст 20 – 35 лет сензитивнен периоду ухаживания, раннего брака, начала самостоятельной семейной жизни и в то же время – периоду профессиионального становления (по Эриксону), то начинающему работнику следует определиться, карьеру какой направленности ему выбрать. Ранняя вертикальная карьера может привести к проблемам в семейной жизни, укрепление в горизонтальной карьере может надолго отодвинуть статус должности (напомню, высококлассного работника лица, принимающие решения, с неохотой отпускают от себя).
Решение в развитии ступенчатой карьеры, т.е. в совмещении горизонтальной и вертикальной, где горизонтальная карьера первична. Это означает, что молодому специалисту необходимо самому себе назначить временные рамки, когда он максимум своих профессиональных возможностей будет реализовывать сначала на развитие горизонтальной карьеры, затем переключится на развитие вертикальной, затем – снова укрепление результатов труда на горизонтальном уровне, но уже в новой должности, и снова подъем по социальной лестнице до получения следующей более высокой должности и так далее. Следуя ступенчатой карьере, работник потратит больше времени, поднимаясь до той должности, на которую рассчитывает при одновременном статусе эксперта в профессии, чем при быстрой вертикальной карьере, однако он получит стабильность своего статуса – у него всегда за плечами есть опыт в профессии, который прокормит его при неблагоприятных ситуациях на рынке труда.
Стадия включения в профессию совпадает с периодом адаптации работника и к труду, и к рабочему месту, и к коллегам, и к начальству, поэтому акцентируем внимание будущего «карьериста» на этом важном этапе. От того, насколько успешно пройдет адаптация, во многом зависит, закрепится ли работник на предприятии и далее будет развиваться под наблюдением лица, принимающего решение о его статусном росте, или будет часто менять места работы, что, разумеется, неблагоприятно будет оценено его работодателями.
Нужно настроиться на включение одновременно в следующие виды адаптации:
- психофизиологическая – приспособление человека к непривычным условиям, новому режиму труда и отдыха. Цель молодого специалиста: организовать свою жизнь так, чтобы работа стала ее самой важной составляющей, вплоть до того, что семейную жизнь надо будет подстроить под график работы. Если на работу нужно приходить в белой рубашке, то следует приучить жену (или самого себя) к каждодневной вечерней глажке этой рубашки.
- социально-психологическая – вхождение в трудовой коллектив, овладение ценностями организационной культуры. Цель: максимально быстро познакомиться со всеми людьми, с которыми придется устанавливать контакты, полностью принять традиции предприятия и следовать им без осуждения, независимо от того, принимаешь их или нет. Если через месяц работы на предприятии ты знаешь по именам всех от сторожа до начальника, если ты принимаешь участие в корпоративах и «думаешь, что говорить» на совещаниях, то твою лояльность к трудовому коллективу заметит не только сторож, но и начальник. Это хорошо со всех сторон.
- социально-организационная – принятие и выполнение должностных обязанностей в соответствии с организационной иерархией. Цель: научиться беспрекословно соблюдать все инструкции, выполнять все профессиональные действия и принимать решения только в рамках своей компетенции и не более. Если ты не нарушаешь трудовую дисциплину и вовремя сдаешь отчеты, тебя оценят как дисциплинированного работника независимо от качества твоих отчетов. Если будешь больше молчать и выполнять, чем спорить и предлагать, тебя будут продвигать по служебной лестнице намного быстрее, чем если ты в период адаптации начнешь фантанировать гениальными идеями.
- профессиональная – активное освоение действий в соответствии с должностной инструкцией, этикой общения, нормами труда. Цель: накопить профессиональные результаты и эффектно презентовать их лицу, принимающему решение. Период адаптации закончится успехом тогда, когда к новому работнику будут одинаково уважительно относиться все в его близком профессиональном окружении: коллеги не будут больше «испытывать на прочность» и начнут спрашивать совета, начальник не будет публично критиковать и начнет замечать успехи, которые обязательно подкрепит материально.
Подходя к 35-летнему юбилею, специалист, управляющий своей карьерой, уже имеет за плечами опыт работы на одном предприятии, устойчивые положительные результаты труда, уважение в трудовом коллективе, установленные благоприятные социальные контакты с лицами, принимающими решение, а самое главное – удовлетворение от своей работы и крепкую семью с любящими родственниками.
35 – 45 лет – стадия профессионализма, на которой происходит переоценка ценностей своих профессиональных достижений и личностного развития, удовлетворение или неудовлетворение своим карьерным ростом.
Этот период наиболее благоприятен для презентации уникальности специалиста. Многолетний опыт дал возможность накопить результаты труда, которые сейчас нужно перевести в экспертное качество. Для того, чтобы качество работника было высоко оценено лицами, принимающими решение о его статусном карьерном росте, самому работнику нужно сделать так, чтобы какая-то часть его труда была переведена в разряд «уникальности», т.е. этот результат может быть достигнут только или самим работником, или по его технологии, или при его руководстве, или после обучения на его курсах. Это та изюминка, которая отличает специалиста от других таких же, не обладающих уникальностью и действующих до сих пор в рамках инструкций. Начиная с 35 лет надо приложить максимум усилий, чтобы создать такую ситуацию, даже за счет сил, которые хотелось бы отдать на другие стороны жизни. Думайте и изобретайте, пока не достигли рубежа 35 лет, но до срока не сообщайте никому о своих изысканиях. Вступите в период развития стадии профессионализма и смело заявляйте о своих идеях – вас будут слушать (ведь ранее вы стали уважаемым членом трудового коллектива), вам будут следовать (ведь ваши высокие результаты так же высоко оплачиваются), вас начнут продвигать по служебной лестнице, потому что будет понятно: иметь одного классного специалиста выгодно, но еще выгоднее – дать ему возможность передать свой уникальный опыт команде, но для этого надо дать ему более высокую должность и высокую зарплату. Иначе (это тоже соответствует периоду профессионализма) «Я смогу найти другое место работы, где меня оценят по достоинству!», надеюсь, вы меня правильно поняли?
45 – 55 лет – стадия мастерства, это период максимальных профессиональных достижений на той должности и в том социальном и профессиональном статусе, которого достиг специалист.
Обычно в предыдущий период и горизонтальная, и вертикальная карьера специалиста резко поднимается до максимально возможного уровня в зависимости от социальной среды и лиц, принимающих решение. Обычно вступление в период мастерства означает, что карьерный рост как таковой прекратился. Стадия мастерства предполагает, что теперь специалист не столько развивается, сколько стабильно работает на достижение результатов, которые были им спланированы ранее. К возрасту 45-55 лет работник уже имеет тот опыт и ту социальную должность, которые будут приносить ему дивиденды даже без максимального приложения сил и времени с его стороны. Это стадия, про которую говорят: «Сначала человек работает на имя, потом имя работает на человека». Правда, говорят и так: «Если до 45 лет не получил портфель Большого начальника, то уже не получишь его никогда». Конечно, незначительные продвижения в вертикальной карьере могут происходить, особенно, если сам работник заранее позаботился и установил благоприятные контакты с лицами, принимающими решения, однако ждать слишком больших продвижений по карьерной лестнице все-таки не стоит, да и горизонтальная карьера вряд ли будет пополняться новым крупными результатами труда. Однако есть в этом периоде главная ценность: можно полностью насладиться результатами своего карьерного роста, потому что специалист уже получил и моральное, и материальное признание. Работа ему дается легко, поэтому есть время на отдых и занятия любимым делом, не связанным с работой. Стадия мастерства – это наиболее благоприятная стадия для получение дивидендов от начальства, коллег и даже от конкурентов, вот только и расслабляться не следует. Весь период надо держать на контроле, подготавливая себя к новому будущему этапу проффессиональной карьеры, который обязательно наступит и может принести как радость, так и разочарование. Как бы ни стремился специалист к высоким результатам своего труда и высокому социальному статусу, он должен понимать, что физиологические законы природы неумолимы и они будут причиной снижения качества его жизни. Пока этот период не наступил, одна из главных целей работника: накопить как можно больше материальных средств и завести как можно больше социальных связей для безболезненного перехода на новую стадию карьерного развития.
Подводя итоги стадии профессионализма, работник, управляющий свое карьерой, имеет достаточно высокую статусную должность, полученную на основе предыдущих высоких результатов работы и потенциальных возможностей к достижению еще больших результатов, т.к. мотивирован на свое дальнешйее развитие для получения теперь уже высоких моральных и материальных наград.
55 – 65 лет – стадия творческого управления, на которой реализуется деятельность специалиста как наставника.
Решение о том, что пора перейти на более низкую социальную ступень, принимает или сам работник, или лицо, принимающее решение. В первом случае переход пройдет менее болезненно хотя бы потому, что это собственное решение. Если решение перейти на более легкий участок работы сопроводить предложением наставничества, то можно еще на долгие годы сохранить крепкую связь с предприятием и с привычным образом жизни. Многолетний опыт и высокие результаты труда привлекут к заслуженному деятелю в области (например, самолетостроения) молодежь, которая будет стимулировать профессионала на новые достижения – уже в роли наставника. Спланировать и организовать свой переход на руководство творческой командой по выполнению сложного производственного задания, научить молодых специалистов собственным уникальным технологиям, научиться у них новому взгляду на процесс получения результата, стать харизматичным лидером в команде начинающих высококлассных специалистов, добиться цели – вот к чему надо стремиться в период 55 – 65 лет. Результат работы ваших подопечных – это результат вашей блестящей карьеры, которую вы построили своими руками.
Завершение горизонтальной и вертикальной карьеры будет итогом профессиональных достижений работника на момент прекращения трудового договора в связи с выходом на пенсию: или гордость за полученные результаты на работе, которая доставляла и моральное, и материальное удовлетворение или сожаление о потерянных годах и неиспользованных возможностях.
P.S.: слушая первую публичную лекцию в институте о введении в специальность, студент уже мечтает о блестящей защите диплом. Предлагаю расширить мечты и подумать о том, как посторить свою блестящую карьеру, о которой можно будет рассказывать всем, кто разделит с тобой, сегодняшний выпускник ВУЗа, лавочку заслуженного пенсионера…
........................................................................................................................................................................................................................
.....................................................................................................................................................................................................................