Определение "психология управления"
Психология управле́ния — раздел психологии, изучающий психологические закономерности управленческой деятельности.
Основная задача психологии управления — анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления. Процесс управления реализуется в деятельности руководителя, в которой психология управления выделяет следующие моменты:
- диагностика и прогнозирование состояния и изменений управленческой подсистемы;
- формирование программы деятельности подчиненных, направленной на изменение состояний управляемого объекта в заданном направлении;
- организация исполнения решения.
В личности руководителя психология управления различает его управленческие потребности и способности, а также его индивидуальную управленческую концепцию, включающую сверхзадачу, проблемное содержание, управленческие замыслы и внутренне принятые личностью принципы и правила управления. Управляющая подсистема, изучаемая психологией управления, обычно представлена совместной деятельностью большой группы иерархически взаимосвязанных руководителей.
Предметом психологии управления являются следующие проблемы человеческих взаимоотношений и взаимодействий с точки зрения ситуаций управления:
- Личность, её самосовершенствование и саморазвитие в процессе труда.
- Управленческая деятельность и её организация с точки зрения психологической эффективности.
- Групповые процессы в трудовом коллективе, и их регуляция
Внимание!
Готовится в публикации электронная книга с эффектом перелистывания страниц "Психология управления". Вскоре мы дадим ссылку на бесплатное чтение книги прямо на страницах сайта или ссылку на приобретение книги для чтения на своем компьютере, а пока... почитайте одну их ее глав:
Менеджмент - научная организация труда.
До начала XX века «управление» не рассматривалось как самостоятельная деятельность, и не было предметом особого научного исследования. Впервые о механизмах, закономерностях, принципах управления заговорили в связи с появлением книги Ф. Тейлора «Принципы научного менеджмента» (1911 г.), где выделял основные принципы управленческого труда. В 1920-е годы А. Файоль описал последовательную систему принципов менеджмента, управление стали рассматривать как особую, специфическую и самостоятельную деятельность. Именно Файоль связал повышение эффективности управленческой деятельности с ее психологизацией. К этому времени психология уже сформировалась как наука в ее теоретическом и прикладном аспектах. В 1920-е годы благодаря слиянию управлению и психологии возникла прикладная междисциплинарная «психология управления», основной задачей которой являлось изучение и решение проблем управленческой деятельности с помощью психологических знаний и умений.
Психология управления возникает не только с целью эффективности деятельности организации, но и с целью саморазвития человека в процессе труда.
Основные вопросы, на которые должна была психология управления:
- как сделать управление более эффективным;
- каким образом максимально использовать человеческие в производстве без принуждения и давления на людей;
- как лучше организовать систему управления коллективом людей и учитывать особенности саморазвития человека в процессе труда.
Предмет психологии управления:
Предметом психологии управления является:
- управленческая деятельность, ее организация, с точки зрения психологической эффективности;
- изучение особенности личности руководителя и условия оптимизации его деятельности;
- личность, ее самосовершенствование и саморазвитие в процессе труда;
- групповые процессы в трудовом коллективе и их регуляция;
- психология власти и лидерства в организации;
- механизмы влияния людей друг на друга;
- психологические особенности формирования трудового коллектива;
- вопросы формирования психологического климата в коллективе;
- вопросы управления конфликтами;
- психологическая природа принятия управленческих решений;
- психологические аспекты мотивации людей в процессе деятельности;
- особенности преобразования информации в управленческой деятельности;
- вопросы функционирования организации в целом.
Цель психологии управления: развитие психологической управленческой культуры руководителя, создание необходимых основ для теоретического понимания и практического применения в управлении психологических знаний и умений.
Управление - сложное философское понятие.
По В. Г. Афанасьеву, управление - функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающих сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программ, цели деятельности.
Организация - 1) определенный вид социальной системы, характеризующийся многоуровневым строением, способностью развиваться, открытостью, нацеленностью на более широкие цели и интересы; 2) объединение людей, совместно организующих некую программу и действующих на основе определенных процедур и правил.
Управление организацией направлено на: поддержание ее целостности; оптимизацию функционирования; обеспечение достижения целей; развитие организации в целом и отдельных ее элементов, в том числе людей.
Управление организацией - система скоординированных действий, направленных на достижение значимых целей организации и на получение более полезного эффекта при наименьших усилиях и затратах. Различие между управлением и руководством: управляют социальными системами, а руководят людьми.
Руководство - часть управленческой деятельности, в которой различные управленческие вопросы решаются воздействием на подчиненных.
Менеджер - член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи.
Психологические законы управления
Психологические законы управления проявляются в процессе взаимодействия людей в различного рода группах.
Основные законы:
- закон неопределенности отклика;
- закон неадекватности взаимного восприятия;
- закон неадекватности самооценки;
- закон искажения информации;
- закон самосохранения;
- закон компенсации.
Закон неопределенности отклика. 1) Разные люди в разное время могут по-разному реагировать на одинаковое воздействие. 2) Один и тот же человек в разное время может по-разному реагировать на одно и то же воздействие в зависимости от эмоционального состояния, настроения и т.д.
Нельзя предвидеть в полной мере ответную реакцию человека на определенное воздействие.
Закон неадекватности взаимного восприятия. Человек никогда не может постичь другого человека с той полнотой, которая была бы достигнута для принятия серьезных управленческих решений относительно этого человека. С учетом этого закона рекомендуется использовать следующие принципы подхода к людям:
- принцип универсальной талантливости. «Нет людей бездарных и неспособных, а есть люди, занятые не своим делом»;
- принцип развития способностей человека;
- принцип неисчерпаемости: ни одна оценка данная человеку, не должна считаться окончательной.
Закон неадекватности самооценки. Человеку свойственно себя в чем-то переоценивать, в чем-то недооценивать. Для повышения адекватности самооценки необходимо овладеть различными приемами и методами самоанализа.
Закон искажения информации. Управленческая информация имеет тенденцию к искажению смысла в процессе движения сверху вниз. Устная информация восприниматься и адекватно интерпретироваться с точностью до 50% +- 30%.
Если информация не полная или доступ к ней ограничен, а она является значимой для человека, то люди начинают домысливать, дополнят ее, опираясь на собственные догадки. Чтобы искажение к минимуму, рекомендуют устную информацию всегда дополнять письменной: уменьшать количество передаточных звеньев; своевременно снабжать информацией сотрудников по вопросам, которые касаются их деятельности, поддерживать обратную связь с сотрудниками.
Закон самосохранения. Мотив, определяющий поведение человека - сохранение личного статуса, достоинства, состоятельности.
Закон компенсации. Человек, имеющий недостатки, сложности или проблемы в определенной области жизнедеятельности осознанно или нет, старается компенсировать их усиленной работой в другой области.
Основные управленческие функции
Управленческие функции - относительно обособленные направления управленческой деятельности, позволяющие осуществить управленческое воздействие.
Существует много различных точек зрения на состав управленческих функций.
А. Файоль рассматривает управление как процесс, состоящий из 4 взаимосвязанных функций: планирование, организация, мотивация, контроль.
В современной психологии управления состав функций выделяли эмпирически. Рубахин, Журавлев, Шорин на основе эмпирических исследований пришли к выводу, что можно выделить 6 производственных и 6 социально-психологических функций.
Производственные:
- координация деятельности подчиненных;
- обеспечение качества работы, повышение производительности труда;
- организация сопряженной и ритмичной работы на основе обеспечения кадрами, оборудованием;
- контроль, оценка и коррекция деятельности подчиненных;
- поддержание трудовой дисциплины в коллективе;
- расстановка кадров на основе согласования индивидуальных особенностей подчиненных со спецификой их труда (менеджер - управленец).
Социально-психологические:
- снижение чувства неудовлетворенности трудом, его условиями, заработной платой;
- регулирование межличностных отношений, разрешение конфликтов, снижение психологической напряженности;
- отстаивание законных интересов своих подчиненных;
- сохранение постоянного состава подчиненных;
- обеспечение профессионального совершенствования, повышения квалификации подчиненных;
- воспитательная работа с подчиненными (менеджер - руководитель).
Кроме того, на уровне теоретического анализа ими были выявлены операции, которые соответствуют стадиям управленческого цикла:
- планирование;
- ориентация (диагностика) произвольной продукции;
- выработка и принятие управленческих решений;
- организация выполнения программы действий;
- контроль и коррекция результатов деятельности.
Эта позиция была подвергнута всесторонней критике. Основные управленческие функции нельзя множить до бесконечности, их состав должен отвечать критерию эффективности. Поэтому Кобаченко считает наиболее приемлемым решением о составе функций в кибернетическом подходе, в котором выделяют 4 функции:
- планирование;
- организация;
- контроль;
- регулирование (мотивация, работа с кадрами, руководство межличностных отношений).
При реализации функции планирования удается достичь четыре цели: устранить отрицательный эффект неопределенности и изменений, сосредоточить внимание на главных задачах, добить экономичного функционирования и облегчит контроль.
Функция планирования состоит в том, чтобы обеспечить ясность ожиданий от конкретных людей и тем, самым создать предпосылки для успешности совместных усилий людей и облегчить достижение целей и задач предприятия.
Методы реализации функции планирования:
1) сбор информации (анализ документов, оценка всей ситуации);
- методы программирования, которые включают методы целеполагания);
- метод аналогии, обобщения, абстрагирования - методы мыслительного процесса;
- теоретические методы: прогнозирование, моделирование, проектирование, нормирование.
Таким образом, планировать - это установить порядок действий; определить цели, конечный результат, направленность действий; определить время; выделить ресурсы; принять наиболее важные решения.
Сущность функции организации состоит в создании и поддержании в организации системы ролей, которая в свою очередь обусловлена разделением труда и необходимостью кооперации усилий. Посредством организационной деятельности устраняются неразбериха, конфликты между людьми по поводу работы или полномочий и создается внешняя среда, пригодная для их совместной деятельности.
Методы реализации организационной функции управления:
1) регламентирование (разработка устава, должностных инструкции);
- нормирование - установление нормативов деятельности;
- инструктирование;
- делегирование полномочий.
Необходимо установить организационную структуру, разработать устав, описать взаимоотношения, координацию действий, создать полное описание должностей, определить квалификацию на каждую должность.
Функция контроля на предприятии заключается в том, чтобы проверить, все ли выполняется в соответствии с учрежденными планами, разработанными инструкциями и установленными принципами. Его цель - выявит слабые места и ошибки, своевременно исправить их и не допускать повторения. Контролируется все: предметы, люди, действия (А. Файоль).
Методы реализации функции контроля: методы сбора, обработки информации (опрос, наблюдение); ревизия действий; учет, проверка решений, планов; оценка достигнутых результатов; коррекция, соответствие результатов поставленным целям.
Посредством функции регулирования достигается поддержание управляемых процессов в рамках заданных программой, регламентом, планом. Регулирование осуществляется через руководство и координацию.
Алгоритмизировать функцию регулирования невозможно, но выделяют принципы руководства, которым должно соответствовать регулирование, соответствующее признаку «лучшего пути»:
- минимизация воздействия;
- комплексность воздействия;
- системность воздействия;
- внутренняя непротиворечивость.
Методы реализации функции регулирования:
- методы распорядительного воздействия;
- методы дисциплинарного воздействия;
- экономические методы;
- социально-психологические методы - методы управления внутригрупповыми процессами, к ним относятся:
- методы активации (обмен опытом, соревнование, критика и самокритика, информирование о позитивных результатах, поощрение за положительную работу);
- методы социального нормирования (опора на традиции, введение обрядов, чествование ветеранов); методы социальной профилактики (общественное наблюдение и порицание, поручительство); методы дисциплинарной помощи (общественное обсуждение); методы управления ролевым поведением посредством престижа роли путем отчасти изменения ее содержания, введение униформы;
- методы управления индивидуально - личностным поведением (беседа, требование, внушение, убеждение, методы анализа и самоанализа, контроля и самоконтроля).
- Методы управления - способы и приемы, за счет которых достигается решение задач управления.
Выделяют пять групп методов управления:
- административные;
- организационные;
- методы правового регулирования;
- экономические;
- социально-психологические методы.
Другими словами - научись управлять людьми с точки зрения их психологических особенностей, и ты будешь управлять этими людьми! В том числе и манипулировать ими в своих целях! Что, заманивает?...
........................................................................................................................................................................................................................
.....................................................................................................................................................................................................................