Психология управления

 

Определение "психология управления"

Психология управле́ния — раздел психологии, изучающий психологические закономерности управленческой деятельности.

Основная задача психологии управления — анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления. Процесс управления реализуется в деятельности руководителя, в которой психология управления выделяет следующие моменты:

  • диагностика и прогнозирование состояния и изменений управленческой подсистемы;
  • формирование программы деятельности подчиненных, направленной на изменение состояний управляемого объекта в заданном направлении;
  • организация исполнения решения.

В личности руководителя психология управления различает его управленческие потребности и способности, а также его индивидуальную управленческую концепцию, включающую сверхзадачу, проблемное содержание, управленческие замыслы и внутренне принятые личностью принципы и правила управления. Управляющая подсистема, изучаемая психологией управления, обычно представлена совместной деятельностью большой группы иерархически взаимосвязанных руководителей.

Предметом психологии управления являются следующие проблемы человеческих взаимоотношений и взаимодействий с точки зрения ситуаций управления:

  • Личность, её самосовершенствование и саморазвитие в процессе труда.
  • Управленческая деятельность и её организация с точки зрения психологической эффективности.
  • Групповые процессы в трудовом коллективе, и их регуляция

Внимание!

Готовится в публикации электронная книга с эффектом перелистывания страниц "Психология управления". Вскоре мы дадим ссылку на бесплатное чтение книги прямо на страницах сайта или ссылку на приобретение книги для чтения на своем компьютере, а пока... почитайте одну их ее глав: 

Менеджмент - научная организация труда.

До начала XX века «управление» не рассматривалось как самостоятельная деятельность, и не было предметом особого научного исследования. Впервые о механизмах, закономерностях, принципах управления заговорили в связи с появлением книги Ф. Тейлора «Принципы научного менеджмента» (1911 г.), где выделял основные принципы управленческого труда. В 1920-е годы А. Файоль описал последовательную систему принципов менеджмента, управление стали рассматривать как особую, специфическую и самостоятельную деятельность. Именно Файоль связал повышение эффективности управленческой деятельности с ее психологизацией. К этому времени психология уже сформировалась как наука в ее теоретическом и прикладном аспектах. В 1920-е годы благодаря слиянию управлению и психологии возникла прикладная междисциплинарная «психология управления», основной задачей которой являлось изучение и решение проблем управленческой деятельности с помощью психологических знаний и умений.

Психология управления возникает не только с целью эффективности деятельности организации, но и с целью саморазвития человека в процессе труда.

Основные вопросы, на которые должна была психология управления:

  • как сделать управление более эффективным;
  • каким образом максимально использовать человеческие в производстве без принуждения и давления на людей;
  • как лучше организовать систему управления коллективом людей и учитывать особенности саморазвития человека в процессе труда.

Предмет психологии управления:

Предметом психологии управления является:

  • управленческая деятельность, ее организация, с точки зрения психологической эффективности;
  • изучение особенности личности руководителя и условия оптимизации его деятельности;
  • личность, ее самосовершенствование и саморазвитие в процессе труда;
  • групповые процессы в трудовом коллективе и их регуляция;
  • психология власти и лидерства в организации;
  • механизмы влияния людей друг на друга;
  • психологические особенности формирования трудового коллектива;
  • вопросы формирования психологического климата в коллективе;
  • вопросы управления конфликтами;
  • психологическая природа принятия управленческих решений;
  • психологические аспекты мотивации людей в процессе деятельности;
  • особенности преобразования информации в управленческой деятельности;
  • вопросы функционирования организации в целом.

Цель психологии управления: развитие психологической управленческой культуры руководителя, создание необходимых основ для теоретического понимания и практического применения в управлении психологических знаний и умений.

Управление - сложное философское понятие.

По В. Г. Афанасьеву, управление - функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающих сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программ, цели деятельности.

Организация - 1) определенный вид социальной системы, характеризующийся многоуровневым строением, способностью развиваться, открытостью, нацеленностью на более широкие цели и интересы; 2) объединение людей, совместно организующих некую программу и действующих на основе определенных процедур и правил.

Управление организацией направлено на: поддержание ее целостности; оптимизацию функционирования; обеспечение достижения целей; развитие организации в целом и отдельных ее элементов, в том числе людей.

Управление организацией - система скоординированных действий, направленных на достижение значимых целей организации и на получение более полезного эффекта при наименьших усилиях и затратах. Различие между управлением и руководством: управляют социальными системами, а руководят людьми.

Руководство - часть управленческой деятельности, в которой различные управленческие вопросы решаются воздействием на подчиненных.

Менеджер - член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи.

Психологические законы управления

Психологические законы управления проявляются в процессе взаимодействия людей в различного рода группах.

Основные законы:

  • закон неопределенности отклика;
  • закон неадекватности взаимного восприятия;
  • закон неадекватности самооценки;
  • закон искажения информации;
  • закон самосохранения;
  • закон компенсации.

Закон неопределенности отклика. 1) Разные люди в разное время могут по-разному реагировать на одинаковое воздействие. 2) Один и тот же человек в разное время может по-разному реагировать на одно и то же воздействие в зависимости от эмоционального состояния, настроения и т.д.

Нельзя предвидеть в полной мере ответную реакцию человека на определенное воздействие.

Закон неадекватности взаимного восприятия. Человек никогда не может постичь другого человека с той полнотой, которая была бы достигнута для принятия серьезных управленческих решений относительно этого человека. С учетом этого закона рекомендуется использовать следующие принципы подхода к людям:

  • принцип универсальной талантливости. «Нет людей бездарных и неспособных, а есть люди, занятые не своим делом»;
  • принцип развития способностей человека;
  • принцип неисчерпаемости: ни одна оценка данная человеку, не должна считаться окончательной.

Закон неадекватности самооценки. Человеку свойственно себя в чем-то переоценивать, в чем-то недооценивать. Для повышения адекватности самооценки необходимо овладеть различными приемами и методами самоанализа.

Закон искажения информации. Управленческая информация имеет тенденцию к искажению смысла в процессе движения сверху вниз. Устная информация восприниматься и адекватно интерпретироваться с точностью до 50% +- 30%.

Если информация не полная или доступ к ней ограничен, а она является значимой для человека, то люди начинают домысливать, дополнят ее, опираясь на собственные догадки. Чтобы искажение к минимуму, рекомендуют устную информацию всегда дополнять письменной: уменьшать количество передаточных звеньев; своевременно снабжать информацией сотрудников по вопросам, которые касаются их деятельности, поддерживать обратную связь с сотрудниками.

Закон самосохранения. Мотив, определяющий поведение человека - сохранение личного статуса, достоинства, состоятельности.

Закон компенсации. Человек, имеющий недостатки, сложности или проблемы в определенной области жизнедеятельности осознанно или нет, старается компенсировать их усиленной работой в другой области.

Основные управленческие функции

Управленческие функции - относительно обособленные направления управленческой деятельности, позволяющие осуществить управленческое воздействие.

Существует много различных точек зрения на состав управленческих функций.

А. Файоль рассматривает управление как процесс, состоящий из 4 взаимосвязанных функций: планирование, организация, мотивация, контроль.

В современной психологии управления состав функций выделяли эмпирически. Рубахин, Журавлев, Шорин на основе эмпирических исследований пришли к выводу, что можно выделить 6 производственных и 6 социально-психологических функций.

Производственные:

  • координация деятельности подчиненных;
  • обеспечение качества работы, повышение производительности труда;
  • организация сопряженной и ритмичной работы на основе обеспечения кадрами, оборудованием;
  • контроль, оценка и коррекция деятельности подчиненных;
  • поддержание трудовой дисциплины в коллективе;
  • расстановка кадров на основе согласования индивидуальных особенностей подчиненных со спецификой их труда (менеджер - управленец).

Социально-психологические:

  • снижение чувства неудовлетворенности трудом, его условиями, заработной платой;
  • регулирование межличностных отношений, разрешение конфликтов, снижение психологической напряженности;
  • отстаивание законных интересов своих подчиненных;
  • сохранение постоянного состава подчиненных;
  • обеспечение профессионального совершенствования, повышения квалификации подчиненных;
  • воспитательная работа с подчиненными (менеджер - руководитель).

Кроме того, на уровне теоретического анализа ими были выявлены операции, которые соответствуют стадиям управленческого цикла:

  • планирование;
  • ориентация (диагностика) произвольной продукции;
  • выработка и принятие управленческих решений;
  • организация выполнения программы действий;
  • контроль и коррекция результатов деятельности.

Эта позиция была подвергнута всесторонней критике. Основные управленческие функции нельзя множить до бесконечности, их состав должен отвечать критерию эффективности. Поэтому Кобаченко считает наиболее приемлемым решением о составе функций в кибернетическом подходе, в котором выделяют 4 функции:

  • планирование;
  • организация;
  • контроль;
  • регулирование (мотивация, работа с кадрами, руководство межличностных отношений).

При реализации функции планирования удается достичь четыре цели: устранить отрицательный эффект неопределенности и изменений, сосредоточить внимание на главных задачах, добить экономичного функционирования и облегчит контроль.

Функция планирования состоит в том, чтобы обеспечить ясность ожиданий от конкретных людей и тем, самым создать предпосылки для успешности совместных усилий людей и облегчить достижение целей и задач предприятия.

Методы реализации функции планирования:

1)      сбор информации (анализ документов, оценка всей ситуации);

  • методы программирования, которые включают методы целеполагания);
  • метод аналогии, обобщения, абстрагирования - методы мыслительного процесса;
  • теоретические методы: прогнозирование, моделирование, проектирование, нормирование.

Таким образом, планировать - это установить порядок действий; определить цели, конечный результат, направленность действий; определить время; выделить ресурсы; принять наиболее важные решения.

Сущность функции организации состоит в создании и поддержании в организации системы ролей, которая в свою очередь обусловлена разделением труда и необходимостью кооперации усилий. Посредством организационной деятельности устраняются неразбериха, конфликты между людьми по поводу работы или полномочий и создается внешняя среда, пригодная для их совместной деятельности.

Методы реализации организационной функции управления:

1)      регламентирование (разработка устава, должностных инструкции);

  • нормирование - установление нормативов деятельности;
  • инструктирование;
  • делегирование полномочий.

Необходимо установить организационную структуру, разработать устав, описать взаимоотношения, координацию действий, создать полное описание должностей, определить квалификацию на каждую должность.

Функция контроля на предприятии заключается в том, чтобы проверить, все ли выполняется в соответствии с учрежденными планами, разработанными инструкциями и установленными принципами. Его цель - выявит слабые места и ошибки, своевременно исправить их и не допускать повторения. Контролируется все: предметы, люди, действия (А. Файоль).

Методы реализации функции контроля: методы сбора, обработки информации (опрос, наблюдение); ревизия действий; учет, проверка решений, планов; оценка достигнутых результатов; коррекция, соответствие результатов поставленным целям.

Посредством функции регулирования достигается поддержание управляемых процессов в рамках заданных программой, регламентом, планом. Регулирование осуществляется через руководство и координацию.

Алгоритмизировать функцию регулирования невозможно, но выделяют принципы руководства, которым должно соответствовать регулирование, соответствующее признаку «лучшего пути»:

  • минимизация воздействия;
  • комплексность воздействия;
  • системность воздействия;
  • внутренняя непротиворечивость.

Методы реализации функции регулирования:

  • методы распорядительного воздействия;
  • методы дисциплинарного воздействия;
  • экономические методы;
  • социально-психологические методы - методы управления внутригрупповыми процессами, к ним относятся:
  • методы активации (обмен опытом, соревнование, критика и самокритика, информирование о позитивных результатах, поощрение за положительную работу);
  • методы социального нормирования (опора на традиции, введение обрядов, чествование ветеранов); методы социальной профилактики (общественное наблюдение и порицание, поручительство); методы дисциплинарной помощи (общественное обсуждение); методы управления ролевым поведением посредством престижа роли путем отчасти изменения ее содержания, введение униформы;
  • методы управления индивидуально - личностным поведением (беседа, требование, внушение, убеждение, методы анализа и самоанализа, контроля и самоконтроля).
  1. Методы управления - способы и приемы, за счет которых достигается решение задач управления.

Выделяют пять групп методов управления:

  • административные;
  • организационные;
  • методы правового регулирования;
  • экономические;
  • социально-психологические методы.

Другими словами - научись управлять людьми с точки зрения их психологических особенностей, и ты будешь управлять этими людьми! В том числе и манипулировать ими в своих целях! Что, заманивает?...

........................................................................................................................................................................................................................

.....................................................................................................................................................................................................................

Мы очень старались, чтобы сайт был интересным и полезным для наших читателей. Мы будем стараться еще больше от сознания того, что ты, дорогой гость, подписался на нашу рассылку! 

 

 

Напиши, тебе ответят!
Психолог ответит, подождите, пожалуйста
Время ответа психолога 9.00-21.00 МСК!