google-site-verification: google9044dbfdb13d93de.html

Архив категорий: Психология образования

Нередко приходится слышать, что совесть нынче не в моде, что торжествует всепобеждающий «здравый смысл», инокулированный нам Западом вместе с рационализмом, индивидуализмом, меркантилизацией нашего сознания, культом потребления, удовольствия и успеха. Совесть явно не вписывается в такого рода систему ценностей и в лучшем случае может быть принята как формально понятая честность.

Для того чтобы постичь глубинный смысл этой категории, необходимо провести небольшое этимолого-лингвистическое исследование. В русском языке понятие совесть является производным от глагола ведать, имеющего санскритские корни. Буквально оно означает со-ведение или со-знание. В большинстве европейских языков, возникших на основе латыни, просматривается точно такая же ситуация: совесть берет свое начало от латинского слова conscientiam, имеющего то же значение, что и в русском языке.

Читать далее

Одаренный ребенок – это прежде всего ребенок, а уже потом одаренный!

 Мудрая природа распределила всех людей гармонично: 80% от всего человечества – это люди с интеллектуальным развитием, которые принято считать «нормой». Остальные 20% по закону Паретто распределяются равномерно – по 5% с одной стороны – люди с различными диагнозами легкой и средней умственной отсталости, но способные к частичному обучению, самообслуживанию и выполнению трудовых операций, с другой стороны – люди, которых называют одаренными и их одаренность проявляется в высоких учебных или профессиональных достижениях. 5% - это люди с диагнозом идиотизм, они не способны к обучению вообще, в том числе их нельзя обучить даже простейшим навыкам самообслуживания, не говоря уже о трудовых навыках. И на другом конце линейки находятся гении, их тоже примерно 5% от всего человечества – это люди с уникальными умственными способностями, которые ярко проявляются в разнообразных видах деятельности и которые приносят самые крупные научные и другие открытия человечеству. На границе этих двух миров – люди с задержкой психического развития и люди с повышенными способностями к определенному виду интеллектуальной или другой деятельности. При благоприятных условиях они переходят в норму развития, при неблагоприятных – в патологию.

Читать далее

Даёт ли ЕГЭ шанс талантам из провинции на учёбу в престижных вузах Многие защитники ЕГЭ приводят один и тот же аргумент: единый экзамен осуществил буквально прорыв, позволив талантам из провинции стать студентами престижных вузов. Меня вдруг не на шутку озадачил вопрос: а как сложилась бы судьба талантливой девочки из Сибири Фроси Бурлаковой из фильма «Приходите завтра» (1962 г.), если бы она жила в наше время и поступала в музыкальный вуз Москвы на общих основаниях.

Эпиграф

Гардеробщица: Туры…

Фрося: Это чего это? А?

Гардеробщица: Туро-то? Туры… А чёрт их знает! Туры да туры. Ну вроде как через сито людей просеивают. Сеют-сеют, а потом как турнут! Только и тут вот не всегда тоже большие-то остаются. А ты не успела и ладно. Здоровее будешь!... Несчастные это те, которые тут остались. Талант. Ведь это — ищи его. А ежели его нет? А уж приняли. Вот тебе несчастный человек на всю жизнь.

Я обожаю этот фильм. Мне кажется, что я знала его всегда. Когда в детстве я услышала в исполнении Екатерины Савиновой «Серенаду» Шуберта, она обволокла меня своим колдовством на всю оставшуюся жизнь. Огромные глаза главной героини и до боли знакомое чувство одиночества в её нереальном голосе. Вот они стоят: мама, Колька, Маня, Катя, Леночка и Ванюшка. Старшая сестра Фрося обнимает всех по очереди, запрыгивает в телегу, и Колька везёт её в новую жизнь. Она едет не то «выступать», не то «поступать» в Москву. Такой маленький домик. Такие огромные ели и сосны!

Читать далее

++1 сентябряЗабавные вопросы от родителей первоклассников:
1. Это правда, что в 1"а" записывают самых умных, а в 1 "г" - ...других?
2. Какие цветы подарить учителю, чтобы и не обиделась, и моего ребенка заметила?
3. Боится идти в школу, говорит, что в бутылочках держат неправильных учеников!
4. Как выбрать лучший ранец: по весу или по картинке?
5. Нужно ли первокласснику уметь читать? А если не нужно, то как его разучить?

Читать далее

Ошибки в работе начинающего педагога-психолога.

Педагог-психолог сегодня является полноправным специалистом образовательной организации, а куриру­емая им психологическая служба занимает одно из ве­дущих мест в структуре учебно-воспитательного процес­са школы. С деятельностью психолога педагоги, родители и учащиеся связывают множество своих соци­альных ожиданий, зачастую относясь к нему как к чело­веку, знающему ответы на все вопросы.

Психологи-практики, много лет отработавшие в шко­ле, понимают несостоятельность таких ожиданий, но имен­но практика дает им возможность успешно решать множе­ство разнообразных задач, направленных на психическую поддержку, личностное становление и индивидуальное разви­тие школьника.

Читать далее