google-site-verification: google9044dbfdb13d93de.html

Уткин Игорь Викторович — кандидат медицинских наук, доцент кафедры психологии и социальной педагогики Шуйского филиала Ивановского государственного университета

«Нельзя жить в обществе и быть свободным от него», — утверждал вождь мирового пролетариата. Мир, в котором мы живем, насквозь пропитан ложью: ложь всюду — в детских сказках, в СМИ, в учебниках истории, в религиозных учениях (ведь не могут все ре лигии быть истинными, в лучшем случае, истинна ка кая то одна из них) — везде и всюду, на каждом шагу.

В таком мире невероятно трудно оставаться честным. Полагаю, что на данном этапе развития челове чества искоренить ложь невозможно, для этого бы по требовалось вырастить 5–6 поколений абсолютно правдивых людей, не имеющих даже представления о том, что такое ложь. Конечно, это выглядит более чем утопично. Что мы можем на сегодняшний день? По сути, совсем немногое — провести демаркацион ную линию между правдой и ложью, а также признать, что ложь — это зло.

Стоит ли учить детей лгать? Я думаю, что в лжи вом мире это вопрос риторический. Мы их и так учим вранью на каждом шагу. Мы приносим детям новогод ние подарки от Деда Мороза, потом они узнают, что никакого Деда Мороза нет, мы поем им колыбельные песни о том, что «придет серенький волчок, хватит Ваню за бочок». Волчок, слава Богу, не приходит. Мы учим их выкручиваться из разных жизненных ситуаций: «Еслиучительница спросит, почему ты не был на уроке, ска жи, что у тебя болела голова». А самое главное, мы учим детей лгать личным примером: на словах мы говорим одно, а на деле другое. При этом следует отметить, что первая форма научения — это как раз репродук тивное научение, по принципу «делай как я». Постепен но у ребенка в сознании формируется определенная установка: для того чтобы беспроблемно жить в этом мире, нужно уметь выкрутиться, нужно открыто рато вать за правду, за честность, но следовать этой пара дигме совсем необязательно (ведь папа с мамой это му не следуют, и ничего, живут припеваючи).

Как научить ребенка быть правдивым? В русских дворянских семьях детей учили говорить либо правду, либо молчать, но главное — не лгать. Второй момент: поощрять честность. Не следует забывать, что наше поведение оперантно обусловлено, если следовать терминологии бихевиоризма. Все наши стереотипные формы поведения — и лживость, и честность — когда то получили положительное подкрепление. Вот и надо поощрять правдивость. Допустим, ребе нок совершил какой то проступок. Ему нужно сказать, что если ты честно сознаешься, я буду тебя уважать как настоящего мужчину (как настоящего человека), никакого наказания не будет, ибо «повинную голову меч не сечет». Почему трудно сознаться? Дело в том, что такие отрицательные эмоции, как чувство вины и, особенно, стыда, весьма тягостны и неприятны. Ко гда возникает чувство вины, то первый порыв души — исправить, загладить вину. Чувство стыда порождает другой мотив — скрыть содеянное. И только триумф от преодоления и освобождения от чувства стыда, возведение напроказившего ребенка из ранга него дяя в ранг настоящего человека, уважение и восхи щение за то, что он нашел в себе силы совершить такой сильный поступок — признаться, — это, несом ненно, может пересилить мотив солгать, за которым стоят чувство стыда и страх.

Кстати о страхе. По своему опыту знаю, что дети часто лгут от того, что родители им посулили суровое наказание за тот или иной проступок. Оно кажется ребенку неотвратимым, никакая правда его не смяг чит, что делать — приходится лгать. Нужно понимать, что ребенок не перестанет лгать, страшась наказания, постепенно он научится делать это весьма искусно, изощренно, и мы получим «бонусом» целый букет пороков.