google-site-verification: google9044dbfdb13d93de.html

Шантырь Евгений Евгеньевич — кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой психологии Днепропетровского института Межрегиональной академии управления персоналом, врач, психолог ( г. Днепр, Украина).

Очень интересная статья! При этом надо отдать должное автору за смелость и откровенность в изложении рассматриваемого вопроса. Такие статьи заставляют людей размышлять, а значит, развивать свои интеллектуальные психические процессы. Хорошо, что есть такие публикации!

В то же время, при всем глубоком уважении к автору, данная статья, будучи актуальной и полезной в области психологического и педагогического мировоззрения, тем не менее, по сути своей, если отталкиваться только от самого содержания статьи, является ничем иным, как текстом неосознанной лжи. Проблема, как и во многих случаях, в интерпретации понятий и терминов в психологии и педагогике.

Ошибочные или просто литературные представления о понятийных категориях в любой науке, в том числе, в психологии и педагогике, приводят к нежелательным результатам на практике.

Ложь, правда, нравственность, идеальный человек — это абстрактные литературные термины, которые у каждого человека имеют свою смысловую нагрузку. У автора статьи, конечно, свое представление, например, о лжи. Так, она пишет: «Любая ложь — это плохое (социально не одобряемое) поведение независимо от того, какие цели ставит перед собой ребенок и какие способы он использует». Из этого следует, что если ребенок на уроке, допустим, стал посвистывать или просто отвернулся от учителя, то это он Лжет!? Ведь любой учитель, да и общество в целом не одобрит такое поведение — оно плохое! Кто с этим будет спорить?

Но ложью такое поведение уж точно не является! Ребенок искренно делает то, что ему нравится. Тут, с определенной точки зрения, можно говорить даже о том, что ребенок демонстрирует правду, ведь он делает именно то, что ему хочется, и он никому не лжет.

И что же тогда такое Ложь, в том числе, и для взрослого? Ведь если тяжело больному человеку врач скажет «ваше состояние здоровья очень плохое» — это будет правдой, в то же время фраза врача «у вас крепкое здоровье, вы обязательно выздоровеете» — это будет Ложь. Но именно такая Ложь и есть Правда жизни: даже смертельно больные люди могут излечиться, примеров много. А что является правдой и ложью для политиков, дипломатов, разведчиков, наконец? Правда, как некое примитивное представление о поведении человека, приведет к большим проблемам, а в не которых случаях и к гибели носителя такой правды.

А что понимать под поведением человека, и ребенка в том числе? Автор статьи о смысловом содержании этого термина ничего не пишет. А ведь в современной психологии под поведением сегодня необходимо понимать целый комплекс жизненной реализации человека как личности — это вербальное (речь, слова), невербальное (мимика, жесты), паравер бальное общение (тон, тембр), физические действия тела и нервно мышечного аппарата, а также, исходя из «энергийности» сознания (интегративная психоло гия), — экстрасенсорное воздействие на психические процессы другого человека. Физические действия тела и нервно мышечного аппарата, а также экстра сенсорная составляющая априори не могут быть лжи выми, ведь любое их проявление — уже состоявший ся акт реальности, который нельзя вернуть обратно. То, что произошло, это и есть истинная правда.

Лживой может быть только информация, а не поведение человека в целом. Поведение человека во всем комплексе своего проявления может быть ошибочным или адекватным в той или иной степени в каждой конкретной ситуации, но не лживым. Следовательно, определение лжи в психологии как науке, на наш взгляд, должно быть следующим.

Ложь — это информация, которая может нанести вред человеку, в том числе, и самому себе, его семье или обществу в целом.

Таким, образом, отвечая на вопрос автора статьи «Нужно ли ребенка учить врать?», мы однозначно от вечаем — нет! Ребенка не надо учить врать!

Ребенка надо учить использовать любую информацию, в том числе, и творческую, на пользу себе и другим людям. С ростом ребенка растет объем и сложность информации, которой он владеет, и этой информацией, в том числе, и по отношению к самому себе, ребенка надо учить правильно пользоваться, то есть, прежде всего, на благо себе. Ведь, что то скрывая от родителей или искажая действительность, ребенок может, не желая того, нанести себе любой, са мый печальный вред. Ребенка надо научить, что родители, как правило, найдут наилучшее решение его проблемы, и он заинтересован делиться с роди телями информацией (вопросами, обидами, желани ями и т. д.), чтоб избежать куда больших наказаний в жизни, чем наказания от безгранично любящих его родителей. Конечно, на этом пути ребенок, а в дальнейшем и взрослый человек неизбежно будут ошибаться. Это и есть естественный путь развития человека как личности на протяжении всей жизни. Ведь Личность — это человек как носитель творческого со знания (Интегративная теория личности: журнал «Проблемы современной науки и образования» - читать у автора здесь).

  • творчество это и есть выбор. В данном случае этот выбор связан с использованием человеком, в том числе, и ребенком, той или иной информации. Таким образом, ребенка надо учить быть Личностью, то есть творчески относиться к конкретной ситуации и давать ту информацию, которая будет на пользу ему самому
  • окружающим его людям. На пользу — вовсе не означает, что всегда нужно ориентироваться на одобрение людей, даже самых близких, на пользу — это значит на эволюционное всестороннее развитие себя как личности и на такое же развитие других людей, в том числе, и родителей (никто не совершенен).

Информация на прогресс — это правда, информация на регресс — это ложь. И нам надо воспитывать так детей, чтоб они умели лучше, чем мы, определять, где прогрессивная информация, а где регрессивная, в том числе и по отношению к самому себе. И хочется всем нам, психологам, педагогам и, конечно, уважаемому автору этой статьи пожелать в этом нелегком труде терпения и успехов.