google-site-verification: google9044dbfdb13d93de.html

Донцов Дмитрий Александрович — кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры методологии психологии факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Учить врать — не нужно. Одобрять — тоже. Позволять в родительско-детских отношениях — нет. Позволять в социальных отношениях — тоже нет.

Однако, в мезосоциальном контексте можно позволить детям не говорить всей правды, в случаях, когда эта «правда матка» психологически вредит самим детям и/или окружающим людям.

Имеется в виду то, что в некоторых случаях очевидность правды просто оскорбительна и/или настолько нелепа, что унижает человека. Например, если инвалиду сказать о том, что он неполноценный.

Получается, что нужно учить честности, психологическому самосохранению (например, не подчеркивать в общении свои недостатки) и деликатности, а мудрость тогда выработается с годами.