Хотите правду? Нет, не нужен! Человек не машина, чтобы работать по расписанию. Сегодня он хочет поспать, завтра чуть свет уж на ногах; сегодня ему хочется сделать домашнее задание с 14.00 до 16.00, завтра займется им после футбола перед сном и там как получится. И так во всем, потому что ребенок живой человек и он имеет право на всякие разности в своем поведении.
Тогда почему взрослые настаивают на режиме дня? Приводят массу положительных доказательств о пользе цикличности в жизни ребенка? Да потому, что это им самим выгодно иметь дома маленького робота, предсказуемого во всех отношениях.
Не надо ежечасно контролировать его, ведь в это время точно известно, что ребенок на тренировке, не надо волноваться до 21.00, ведь есть строго выполнимая договоренность возвращаться к ужину. Не надо прилагать усилия для мотивации в учебе, ведь и так строго оговоренное время ребенок проводит за уроками. В общем, жизнь родителей спокойна и размерена, а напряжение самого ребенка к выполнению требований режима дня никого не волнует.
Нужен ли самому ребенку режим дня? Да, ведь он приучает будущего взрослого работника к исполнительской дисциплине, а это оценивается как хорошее поведение. Режим развивает волю, потому что его соблюдение заставляет ребенка напрягать свои чувства и эмоции тогда, когда что-то очень делать не хочется, а надо. Режим дня дает ребенку возможность стабилизировать свои взаимоотношения с окружающими, потому что все необходимые встречи проходят вовремя. Все это хорошо, но…
Ребенок еще растет и ему трудно вписаться в жесткие рамки ежедневных расписаний, им больше движут эмоции и желания, чем понятие необходимости. И привыкать к этому нужно постепенно, чтобы не накапливать комплексов. Например, почему некоторые дети все время опаздывают на уроки? Потому что они не обладают чувством времени. Почему не обладают, если есть расписание и часы на руке? Потому, что они не имеют потребности сверять эти два предмета – расписание и часы. Почему нет потребности? Потому, что это не интересно, не ценно, не значимо. Ведь на сеанс крутого фильма в кинотеатр ребенок не опоздает, потому что все вышеперечисленное у него есть.
Вот и следует вывод, что нужен не режим дня со строгим расписанием обязательных мероприятий, а мероприятия, выстроенные на потребностях ребенка. Кстати, сам ребенок уж точно осознает, что надо ходить на уроки и делать вовремя домашнее задание. Вот только нужна поддержка родителей на то, чтобы у него появилась потребность это выполнить. Ни в коем случае не пропускаем уроки, потому что как раз сегодня выучил теорему и за нее надо получить пятерку. Начинаем тренировку вовремя без опозданий, потому что как раз сегодня есть шанс получить похвалу тренера. Укладываемся в сроки с 14.00 до 16.00 при выполнении домашнего задания, потому что ровно в 16.10 начинается интересный фильм по телевизору. Да, кстати, если все-таки не успел все качественно сделать вовремя, просмотр фильма не стоит откладывать, лучше отложить разговор с друзьями по телефону вечером, а уроки доделать. Но это уже выбор самого ребенка, может его устроит завтрашняя двойка?
Видеоконсультацию с психологом по этому вопросу смотри здесь
..........................................................................................................................................................................................................................................