Как понять своего ребенка?

1Общение с ребенком - таинство, секреты которого мож­но постигать всю жизнь. Хорошо, если вместе со своими детьми "растут" и родители. Хорошо, если взрослые пони­мают, что одних воспитательных действий мало, нужны еще доверие и осознание причин поведения - и своего соб­ственного, и детского.

К сожалению, во многих семьях родители и дети не всегда доверя­ют друг другу. Это приводит к непо­ниманию и к возникновению вечной проблемы "отцов и детей".

Многолетний опыт работы с та­кого рода проблемами выявляет распространенные ошибки, которые допускают родители в общении со своими самыми любимыми и непов­торимыми созданиями. Сегодня я не затрагиваю семьи, которые принято называть трудными, где взаимоотно­шения взрослых и детей никак нельзя назвать словом "общение". Я предлагаю рассмотреть конфлик­тные ситуации в семьях, где родите­ли любят детей и стремятся воспи­тать в них только самые лучшие качества.

Одна из основных ошибок взрос­лых - неумение учитывать возраст­ные и индивидуальные психологи­ческие особенности детей в обще­нии с ними.

Пример. У меня на приеме мама девочки восьми лет. Женщина жа­луется на дочь, которая не любит прибираться в своей комнате. При­ходится ее постоянно заставлять, напоминать, следить за качеством приборки, да еще и высказывать свое недовольство по поводу забывчи­вости девочки. Но самое обидное, что дочка стала ей грубить, хотя все­гда была послушной и сговорчивой. Мама расстраивается, даже плачет и никак не может понять, почему ее дочь не может приучиться к поряд­ку.

Случалось ли вам встречаться с таким явлением? Да сколько угод­но. Я могу добавить еще к этой кар­тине родительские выражения, такие, как: "у всех дети как дети, а моя...", "хоть в лоб, хоть по лбу...", "и ведь обещает, а делает по-своему...". Все бы ничего, но такие мелкие размол­вки приводят к разобщенности ро­дителей и детей. Вот и между этими мамой и девочкой начинает зарож­даться конфликт.

Давайте проанализируем, почему так произошло. Девочка еще не умеет планировать свою деятель­ность. Это особенность возраста. Пройдет год-два, дочка научится это­му и найдет время для выполнения домашних дел. Следует ли маме ус­покоиться и ждать подходящего возрастного периода? Нет, конечно, надо воспитывать у дочери аккурат­ность и помогать ей распределять свои обязанности. Но нельзя допус­кать ошибку - нервничать и пережи­вать по этому поводу. Вместо обид­ных слов: "Нет, ну опять в комнате грязь, сколько можно говорить!..", произнесите: "Иринка, я уже пришла, если ты не успела прибраться, у тебя есть еще пять минут, пока я не заг­ляну в комнату". Еще лучше, если вы поставите будильник на 30 минут раньше своего прихода: когда он зазвенит, это будет сигналом для дочки, что пора браться за дела. Не забудьте похвалить ребенка за хорошо выполненную работу, к чему впоследствии дочка будет стремиться самостоятельно.

Скажете, что нечто похожее вы делали много раз, а воз и ныне там? Вполне возможно. Тогда есть веро­ятность того, что вы не учитывали индивидуальные особенности ма­лышки. Есть дети, у которых не раз­вито чувство времени или они очень медлительные в силу своего темпе­рамента, или гиперобщительны с друзьями, или слишком тревожны, поэтому боязнь получить наказание стирает у них из памяти время при­борки - вот такая защитная реакция организма... Можно назвать много особенностей, мешающих детям при­способиться к требованиям взрос­лых. Истинную причину найдет пси­холог. Вот тут-то и надо принять во внимание эти индивидуальные осо­бенности.

Еще пример. У мамы проблема с сыном-подростком 13 лет.

"Стал какой-то задумчивый, скрытный, раньше обо всем со мной разговаривал, всеми секретами де­лился, а сейчас как будто что-то скрывает, таинственно молчит, пря­чет что-то, когда я заглядываю в его комнату. А вдруг у него какая-то проблема, вдруг это ему навредит, может быть попал под чье-то влия­ние, да и вообще, все что угодно может случиться..."

Да, мама понимает, что ее маль­чик уже вошел в период подростко­вого развития, но ведь нет никаких ссор, уходов из дома, скандалов, как в некоторых других семьях. Только беседа с психологом и длительная диагностика помогли раскрыть ис­тинные причины такого поведения ребенка. Как ни странно, но маль­чик придумал себе жизнь, полную опасностей, тревог и жестокости "се­годняшней реальности". Он сам по­нимал, что это только его фанта­зии, и никому не показывал свой дневник, в который заносил свои при­ключения.

Психолог, которой мальчик раскрыл свою тай­ну, с его разрешения смогла успокоить ро­дителей. Но рассказать о том, что же он прячет от родителей, никак нельзя, теперь это тайна и психоло­га.

Конечно, намного больше обра­щений по поводу достаточно серь­езных ситуаций, но часто они явля­ются уже следствием того, что ро­дители наделали очень много оши­бок при общении с ребенком, и он перестал им доверять. Ведь ни одно слово не остается незамеченным: какого бы возраста ни был ребе­нок, оно обязательно отзовется впоследствии. Поэтому хотелось бы пожелать всем родителям очень гра­мотно общаться со своими детьми, учитывая и возраст, и особенности личности. Да и маленькие хитрости, так называемые "приемы общения", не мешало бы знать и выполнять, тогда в вашей семье будут мир и спокойствие.

Видеоконсультацию с психологом по этому вопросу смотри здесь

..........................................................................................................................................................................................................................................

 

Напиши, тебе ответят!
Психолог ответит, подождите, пожалуйста
Время ответа психолога 9.00-21.00 МСК!