Общение с ребенком - таинство, секреты которого можно постигать всю жизнь. Хорошо, если вместе со своими детьми "растут" и родители. Хорошо, если взрослые понимают, что одних воспитательных действий мало, нужны еще доверие и осознание причин поведения - и своего собственного, и детского.
К сожалению, во многих семьях родители и дети не всегда доверяют друг другу. Это приводит к непониманию и к возникновению вечной проблемы "отцов и детей".
Многолетний опыт работы с такого рода проблемами выявляет распространенные ошибки, которые допускают родители в общении со своими самыми любимыми и неповторимыми созданиями. Сегодня я не затрагиваю семьи, которые принято называть трудными, где взаимоотношения взрослых и детей никак нельзя назвать словом "общение". Я предлагаю рассмотреть конфликтные ситуации в семьях, где родители любят детей и стремятся воспитать в них только самые лучшие качества.
Одна из основных ошибок взрослых - неумение учитывать возрастные и индивидуальные психологические особенности детей в общении с ними.
Пример. У меня на приеме мама девочки восьми лет. Женщина жалуется на дочь, которая не любит прибираться в своей комнате. Приходится ее постоянно заставлять, напоминать, следить за качеством приборки, да еще и высказывать свое недовольство по поводу забывчивости девочки. Но самое обидное, что дочка стала ей грубить, хотя всегда была послушной и сговорчивой. Мама расстраивается, даже плачет и никак не может понять, почему ее дочь не может приучиться к порядку.
Случалось ли вам встречаться с таким явлением? Да сколько угодно. Я могу добавить еще к этой картине родительские выражения, такие, как: "у всех дети как дети, а моя...", "хоть в лоб, хоть по лбу...", "и ведь обещает, а делает по-своему...". Все бы ничего, но такие мелкие размолвки приводят к разобщенности родителей и детей. Вот и между этими мамой и девочкой начинает зарождаться конфликт.
Давайте проанализируем, почему так произошло. Девочка еще не умеет планировать свою деятельность. Это особенность возраста. Пройдет год-два, дочка научится этому и найдет время для выполнения домашних дел. Следует ли маме успокоиться и ждать подходящего возрастного периода? Нет, конечно, надо воспитывать у дочери аккуратность и помогать ей распределять свои обязанности. Но нельзя допускать ошибку - нервничать и переживать по этому поводу. Вместо обидных слов: "Нет, ну опять в комнате грязь, сколько можно говорить!..", произнесите: "Иринка, я уже пришла, если ты не успела прибраться, у тебя есть еще пять минут, пока я не загляну в комнату". Еще лучше, если вы поставите будильник на 30 минут раньше своего прихода: когда он зазвенит, это будет сигналом для дочки, что пора браться за дела. Не забудьте похвалить ребенка за хорошо выполненную работу, к чему впоследствии дочка будет стремиться самостоятельно.
Скажете, что нечто похожее вы делали много раз, а воз и ныне там? Вполне возможно. Тогда есть вероятность того, что вы не учитывали индивидуальные особенности малышки. Есть дети, у которых не развито чувство времени или они очень медлительные в силу своего темперамента, или гиперобщительны с друзьями, или слишком тревожны, поэтому боязнь получить наказание стирает у них из памяти время приборки - вот такая защитная реакция организма... Можно назвать много особенностей, мешающих детям приспособиться к требованиям взрослых. Истинную причину найдет психолог. Вот тут-то и надо принять во внимание эти индивидуальные особенности.
Еще пример. У мамы проблема с сыном-подростком 13 лет.
"Стал какой-то задумчивый, скрытный, раньше обо всем со мной разговаривал, всеми секретами делился, а сейчас как будто что-то скрывает, таинственно молчит, прячет что-то, когда я заглядываю в его комнату. А вдруг у него какая-то проблема, вдруг это ему навредит, может быть попал под чье-то влияние, да и вообще, все что угодно может случиться..."
Да, мама понимает, что ее мальчик уже вошел в период подросткового развития, но ведь нет никаких ссор, уходов из дома, скандалов, как в некоторых других семьях. Только беседа с психологом и длительная диагностика помогли раскрыть истинные причины такого поведения ребенка. Как ни странно, но мальчик придумал себе жизнь, полную опасностей, тревог и жестокости "сегодняшней реальности". Он сам понимал, что это только его фантазии, и никому не показывал свой дневник, в который заносил свои приключения.
Психолог, которой мальчик раскрыл свою тайну, с его разрешения смогла успокоить родителей. Но рассказать о том, что же он прячет от родителей, никак нельзя, теперь это тайна и психолога.
Конечно, намного больше обращений по поводу достаточно серьезных ситуаций, но часто они являются уже следствием того, что родители наделали очень много ошибок при общении с ребенком, и он перестал им доверять. Ведь ни одно слово не остается незамеченным: какого бы возраста ни был ребенок, оно обязательно отзовется впоследствии. Поэтому хотелось бы пожелать всем родителям очень грамотно общаться со своими детьми, учитывая и возраст, и особенности личности. Да и маленькие хитрости, так называемые "приемы общения", не мешало бы знать и выполнять, тогда в вашей семье будут мир и спокойствие.
Видеоконсультацию с психологом по этому вопросу смотри здесь
..........................................................................................................................................................................................................................................