Вы спрашиваете: Недавно совершенно случайно была свидетельницей такой ситуации. Мой сын 6 лет и его старшая двоюродная сестра 14 лет устроили игру - имитацию половой близости мужчины и женщины, потом рассматривали себя перед заркалом, веселились и фотографировали друг друга. Я постаралась не показать вида, что заметила эту игру, так что дети не узнали о моем тайном присутствии. Но прежде, чем с ними поговорить, мне надо понять, что вообще произошло? Как на это реагировать? Не хочу усугублять ситуацию, но ведь и оставлять так не надо, до чего это доведет?
Психолог отвечает: В вашей ситуации надо рассмотреть два стороны - это реакция сына 6 лет и девушки 14 лет - они совершенно разные. Поэтому поговорим сначала о сыне.
Возраст мальчика дает основание предположить, что в его действиях пока нет ничего предосудительного и требующего отрицательной реакции. Дело в том, что дошкольники все еще продолжают копировать поведение взрослых, повторяют их слова, действия, манеры - это их способ расширить собственный опыт взрослого поведения. Вы наверняка замечали, что дети начинают использовать нецензурные слова, брать сигарету или выпивать из бокала, повторяя эти формы поведения за взрослыми, сами не понимая потом, за что их наказывают. Вот это и есть - подражание взрослому поведению, и это нормально. Вы же бываете вполне довольны, когда ваш сын повторяет за вами или отцом, например, манеру двигаться или говорить в определенном тоне, у взрослых это даже вызывает восхищение - Мой сын! Весь в меня! Вот и в этой ситуации так произошло - мальчик копирует поведение, предложенное его старшей сестрой.
Что здесь делать? Самое лучшее - проигнорировать и никак не реагировать, как будто ничего не было, или переключить внимание на что-то другое, более приемлемое вами. Например, при фотографировании обратить внимание на модную одежду, красивую позу модели, прическу и мимику лица, а потом эти фотографии рассмотреть и похвалить ребенка - какой он тут симпатичный! В поведении показать, какие взаимоотношения между мужчиной и женщиной бывают: как они смотрят друг на друга, как говорят друг другу хорошие слова, как стараются предугадать желания друг друга - наливают чай с сахаром и приност на подносе в комнату - как целует муж любимую женщину в носик и говорит ей приятные слова "Красавица ты моя!" Мальчик должен видеть интимные ласки взрослых, но это должны быть ласки, понятные для него и при подражании не вызывать у вас и у других людей никаких отрицательных эмоций. Всему остальному он научиться в свое время, но у него останется в памяти подражаемое в детстве и социально одобряемое поведение человека, различное в публичных и интимных ситуациях.
Теперь о старшей девочке. Вот ее возраст - это уже возраст девушки, находящейся на пороге взрослой жизни с определенными физиологическими потребностями. То, что девушка интересуется интимной стороной жизни в более подробном ее проявлении - тоже не должно вызывать вашего удивления, акселерация делает свое дело! Но в отличии от шестилетки, ваша племяница уже понимает, что делает, и ее поведение никак не соответствует линии подражания, более того, она уже понимает, что есть какие-либо стороны поведения, которые нельзя использовать в определенных ситуациях. Другими словами, ее поведение - это провокация! Я не могу сказать, что лежит в основе ее провокации, наверняка есть веские причины, но даже если они есть, девушке необходимо навязать наказание за ее поведение. Наказание за то, что она решает свои проблемы за счет маленького ребенка! Если у вас есть возможность поговорить с ней наедине, то сначала надо строго дать ей понять, что она должна соблюдать некоторые границы в демонстрации своих эмоций и что она может быть наказана. В то же время, объяснить ей, что если она захочет узнать, как по-другому можно проявлять свой негатив к социуму, то вы также можете ей об этом рассказать и научить ее это делать. Например - выкрасить волосы в зеленый цвет и вставить колечко в ноздрю! Да, это тоже некрасиво и общество скорее всего ее тоже будет осуждать, но, согласитесь, это намного лучше, чем ее первый выбор!
Видеоконсультацию с психологом по этому вопросу смотри здесь
..........................................................................................................................................................................................................................................