google-site-verification: google9044dbfdb13d93de.html

Какие новые формы обучения педагогов в системе ПК вы предлагаете?

Вопрос: Какие новые формы обучения взрослых в практике повышения квалификации педагогов и руководителей образовательных учреждений вы можете предложить?

***

Отдаленность города Комсомольска-на-Амуре от других городов на Западе и Востоке России сказывается на том, что учителя-комсомольчане не всегда имеют возможность повысить квалификацию за пределами Хабаровского края.  В такой ситуации есть доступное решение проблемы через внедрение новых форм организации учебных занятий - и у нас есть опыт обучения взрослых, который позволяет слушателям курсов отдаленного региона прослушать лекции преподавателей и пообщаться с коллегами по всей России, не выходя из аудитории института.

Как таковое, содержание учебных занятий в системе повышения квалификации педагогических и руководящих кадров отработано и регулируется определенным пакетом документов. Преподавателям и руководителям курсов рекомендуется придерживаться образовательного стандарта в рамках инварианта учебной программы, вариативную же часть учебно-тематического плана наполнять занятиями, учитывающими специфику региона, состав группы, актуальность проблем в каждой определенной педагогической области. Формы же проведения учебных занятий для слушателей курсов достаточно универсальны и ограничены типичными рамками обучения взрослых: лекции по изучению теоретического материала, практические занятия по отработке навыков практики педагогической деятельности, семинары по закреплению изученного и усвоенного…

Время внесло коррективы в процесс преподнесения учебного материала и сегодня появились такие формы как кейс-стади, открытое учебное и воспитательное занятие с последующим анализом, проектирование педагогической деятельности по определенной проблеме, обмен педагогическим опытом с коллегами, работа в микрогруппах по изучению отдельных вопросов теории и практики, мастер-класс по отработке практических навыков на примере уникального опыта слушателя или преподавателя…

Но все перечисленные формы занятий ограничены узким кругом преподавателей и территориальными рамками региона. Оценивая высоко качество учебных занятий, проводимых преподавательским составом нашего института и выражая им благодарность за творческий труд, группа методистов Филиала Хабаровского краевого института развития образования в г. Комсомольске-на-Амуре предложили слушателям участие в таких занятиях как вебинары и веб-конференции с преподавателями из других регионов России. Сегодня активно используются информационные технологии, которые дают возможность слушателям курсов напрямую пообщаться с людьми, имеющими определенный взгляд на проблемы образования и управления школой, по-своему преподносят учебный материал, готовы поделиться своеобразным практическим опытом, выходящим за узкие рамки регионального опыта, в котором долгие годы работают наши специалисты.

Технология проведения вебинаров отработана, другое дело, что в качестве учебного занятия в нашем учреждении вебинар до настоящего времени не использовался. Поэтому первые занятия воспринимались слушателями по-разному – от настороженности к источнику информации (преподавателю), до эйфории, что удалось послушать и увидеть ученого из Москвы! Но уже повторные встречи с преподавателями на вебинарах воспринимались слушателями как привычное учебное занятие, на котором надо получать новую информацию, думать, рассуждать, принимать ее для последующей реализации в практическом применении. В результате – принятие и оценка новых преподавателей, как «своих», с которыми можно общаться свободно, несмотря на отдаленность территории. Кроме личного общения, несомненным плюсом вебинаров является то, что, как и после привычных занятий на наших курсах, по окончании встречи каждый слушатель получает методические материалы: презентации лекций, видеоматериалы, книги, пакеты нормативных документов, текстовые раздаточные материалы для проведения практических занятий и др.  Преподаватели каждого вебинара дают возможность слушателям задавать вопросы как во время самого занятия, так и после него, тем самым помогают педагогам и руководителям образовательных учреждений решить свои наболевшие проблемы, получая компетентный ответ ученого или практика.  А некоторые слушатели даже вступают в спор с ведущим, высказывая свою точку зрения и приводя факты из опыта работы – это ли не показатель заинтересованности и свободы в общении с человеком, который, находясь на другом конце России, «зацепил» за душу и помог отрефлексировать знания и опыт работы слушателя в непривычной обстановке. Дистанционное общение создает «эффект присутствия» как на обычном учебном занятии, что можно считать показателем доступности вебинара как формы проведения учебного занятия в практике обучения взрослых. В то же время у вебинара есть уникальная особенность, отличающая его от обычных форм обучения - содержательная часть вебинара подкрепляется сертификатом – документом, имеющим высокий статус Российского уровня, что сегодня для каждого педагога, выходящего на аттестацию и собирающего портфолио, имеет особое значение, а для руководителя – документ в копилку профессиональных достижений.

Наибольший интерес у слушателей курсов вызывают веб-конференции с учеными и практиками из Москвы, Санкт-Петербурга, Ульяновска, Казани и др. городов России. Это директора школ, специалисты различных образовательных Центров и ВУЗОВ, редакторы известных в педагогической среде журналов. Профессионализм наших гостей на веб-конференциях говорит сам за себя – кандидаты и доктора наук от педагогики и технических дисциплин, философии, экономики, права, председатели всероссийских предметных олимпиад. Уникальность проводимых веб-конференций в том, что общение происходит посредством скайпа и интернет площадок, а значит, можно посмотреть в глаза друг другу, тут же обменяться мнениями, задать вопрос и получить ответ, послушать интересную или спорную информацию, пошутить и посмеяться как добрым друзьям, сидящим за одним столом. Первые конференции слушатели воспринимали с удивлением – как-то не верилось, что сейчас в Москве 6 утра и перед нами настоящий преподаватель. Только несовершенство техники (зависал компьютер) было доказательством того, что мы говорим с гостем, находящимся от нас за многие километры. Предварительно руководителями курсов и гостями видеоконференции обговаривается круг вопросов для обсуждения, но подготовленный сценарий может и меняться – в процессе общения обе стороны находят новые точки соприкосновения и беседа уже идет на высшем уровне заинтересованности. Показателем эффективности таких встреч является то, что многие слушатели впоследствии обмениваются с гостями адресами скайпов и почты, чтобы продолжить общение индивидуально по частным вопросам, возникшим в ходе беседы. Веб-конференция не дает участникам никаких других материалов, как на вебинарах, кроме устной информации в процессе общения, но ценность разговора «глаза в глаза» напрямую заключается в другом – это живое общение, которое помогает участникам или утвердиться в своем мнении, услышав похожее от человека из другой среды, или задуматься о том, все ли правильно он делает, если есть противоположное мнение и опыт коллег из городов, пока не доступных для посещения. В любом случае, веб-конференция – это реальное общение единомышленников из отдаленных территорий.

Технологии вебинаров и веб-конференций применяются в нашем институте и в практике проведения дистанционных курсов повышения квалификации для слушателей отдаленных поселков, куда добраться можно лишь вертолетом или по Амуру, да и то только летом. Лекции проводятся каждый день в течение 1-2 часов по расписанию в онлайн-режиме, заменяя привычные занятия в аудитории. Кроме прямого общения с преподавателем на лекциях-телемостах, слушателям предоставляются дополнительные материалы для самостоятельного изучения: тексты практических заданий, видеолекции, электронные учебники, электронные тесты итоговой аттестации. Выполненные задания для проверки слушатели отправляют в институт по электронной почте. На последующих веб-конференциях с использованием скайпа преподаватель вместе с группой обсуждают результаты учебы, анализируют ошибки, обмениваются мнениями по изучаемым вопросам.

Результаты такой формы обучения взаимовыгодны и заказчикам (коллективу отдаленной школы) и исполнителю (институту). Для школы - это в первую очередь экономия средств на повышение квалификации педагогов, т.к. из сметы исключаются деньги на проезд, проживание и командировочные расходы слушателей; повышается личная заинтересованность учителей к обучению, т.к. теперь у них нет необходимости отрываться от дома и семьи, что для сельского жителя является значимым фактором выбора формы обучения; создаются комфортные условия проведения занятий, т.к. педагог в процессе вебинара может находиться как в школе, так и дома в привычной обстановке. Для института – сохранение контингента обучаемых и, соответственно, получение финансирования по государственному заказу, а также поступление средств на счета института за дополнительные образовательные услуги, что актуально для автономного учреждения.

На практике технология организации вебинаров и веб-конференций следующая:

  1. Поиск предлагаемых вебинаров на сайтах образовательных порталов и выбор тех, которые соответствуют запросам слушателей.
  2. Поиск через сеть форумов интересных людей, установление с ними контактов и совместная разработка темы и содержания будущих встреч в режиме веб-конференции.
  3. Анонс вебинаров и веб-конференций для слушателей курсов повышения квалификации и приглашенных участников через систему оповещения.
  4. Формирование группы участников встречи.
  5. Техническое обеспечение встречи (подготовка компьютерной техники, видео- и фото-техники, предварительная наладка оборудования и т.д.)
  6. Индивидуальный контакт с гостем веб-конференции или модератором вебинара для уточнения содержания, технического обеспечения, времени и места проведения встречи.
  7. Финансовое обеспечение встречи (заключение договоров на оплату вебинаров или включение гостя в табель оплаты как преподавателя курсов на веб-конференциях).
  8. Проведение встречи.
  9. Организация работы по изучению уровня удовлетворенности содержанием обсуждаемых вопросов. Анализ результатов диагностики.

Показателем результативности новых форм обучения взрослых являются высокие оценки (98 – 100%) по таким критериям, как удовлетворенность преподавательским мастерством лектора, научная и практическая значимость учебного материала, разрешение частных профессиональных затруднений слушателя, осознание слушателями необходимости в повышении личного образовательного уровня.

Практика внедрения в учебный процесс новых форм обучения взрослых дала основания предположить, что в дальнейшем данная форма приобретет широкое применение не только в нашем институте развития образования. А мы намерены как расширить круг преподавателей и гостей, так и привлечь к участию в совместных занятиях директоров школ и их педагогические коллективы из городов России, Китая, Японии, Германии, Швейцарии (переговоры уже ведутся) – нам есть, о чем поговорить и что обсудить; нам хочется не только обучать слушателей, но и расширить круг их друзей.

Пользуясь случаем, хотим выразить огромную благодарность всем преподавателям и модераторам, с которыми мы сотрудничали, и пригласить к нам на встречу заинтересованных коллег из любой страны, любого города.

................................................................................................................

Скажите, если есть, что сказать! Спросите, если есть, что спросить! Мы обязательно ответим!

 


Комментарии для сайта Cackle