google-site-verification: google9044dbfdb13d93de.html

Подскажите, правильно ли я поступила в ситуации, которая меня очень взволновала. Я долго стояла на остановке, ждала автобус, промерзла да и опаздывала на работу. Автобус подошел через 30 минут вместо графика в 7 минут. Я так разволновалась и разозлилась, пока стояла на улице, что высказала кондуктору свою досаду, мол, почему не соблюдается график, это не дело так держать людей на морозе, да еще потом платить за билет. Часть пассажиров, те, что стояли со мной, за меня заступились, а те, кто ехал в автобусе, стали меня стыдить, что кондуктор не виноват. Разгорелся спор, в который потом включился даже водитель. Дело закончилось тем, что я не выдержала и вышла, пересела на другой автобус, который тоже пришлось ждать, заплатила опять деньги за проезд, расстроенная приехала домой. Эта ситуация так вывела меня из себя, что я долго переживала, а сейчас думаю, неужели я была неправа, что высказала недовольство кондуктору? Но как-то надо реагировать на такое издевательсво над пассажирами? Я почему спрашиваю, ведь в такой ситуации оказываются многие, но все молчат, вот транспортники и делают, что хотят...

Рекомендации психолога: Уважаемая …, сразу скажу, что вы вправе поступить так, как считаете нужным.

А теперь давайте разберемся в деталях.

Почему вы затеяли ссору? Скорее всего потому, что оказались в стрессовой ситуации (промерзли и опаздывали на работу). Стали бы вы ссориться, если бы была теплая погода и с вами была бы ваша подруга, и ехали бы вы не на работу, а так, «побегать по магазинам»? Не стали бы, т.к. и психологически и физиологически вы бы были в нормальной, а то и в комфортной ситуации (ситуация комфорта — это приятная беседа с подругой и предстоящий поход по магазинам). Только в стрессовой ситуации человек выбирает стратегию поведения, наименее одобряемую социальным окружением, а агрессия по отношению к невиновному (кондуктор невиновен, не он составляет расписание автобусов) тем более не одобряется окружающими, поэтому пассажиры в автобусе вас и не поняли, ведь им было тепло и они, по все видимости, никуда не опаздывали. Вывод: ситуация стресса спровоцировала вас на социально неодобряемое поведение.

Почему вы выбрали такой тип поведения, как ссора? Здесь во многом сказывается влияние вашего темперамента, скорее всего вы холерик или сангвиник, поэтому ваше подсознание воспользовалось моментом, когда сознание «замерзло» и сразу толкнуло вас на привычные активные, агрессивные, наступательные действия, свойственные вашему темпераменту. Можно предположить, что пассажиры в автобусе были меланхоликами, которых трудно вывести из состояния равновесия, да и терпения у них побольше, вот они и не согласились с вами. Вывод: в ситуации стресса, когда отключается сознание, действиями руководит подсознание, человек реагирует в зависимости от типа темперамента.

Можно ли было выбрать другой вариант поведения? Конечно, если бы вы умели руководить своими эмоциями. Зная, что любые эмоции (и положительные в том числе) перекрывают разум, вы бы в то время, когда стояли на остановке, размышляли бы по поводу своего эмоционального состояния, причем успокаивали себя, а не разозляли еще больше, думали бы по принципу «Спокойно, Ипполит!», а не «Ну я им сейчас покажу!» Вывод: надо уметь управлять своими эмоциями, тогда эмоции не выставят нас в непригладном свете.

Ну вот раз так получилось, то следует ли мне себя казнить, ведь люди думают о вас плохо? Нет, вы выбрали правильный тип поведения, он называется «психологическая защита по типу вымещения», т.е. проявили агрессию не к тому, кто ее вызвал ( к диспетчеру), а к другому, невиновному и слабому субъекту (к кондуктору). Использование вымещения считается нормальным типом поведения в стрессовой ситуации с позиции психологической защиты, вы ведь в момент ссоры чувствовали облегчение, а раз вам стало легче от того, что высказали кондуктору обидные слова, то и хорошо. Другое дело, что потом вы стали переживать о своем поведении, но ведь это было уже дома, где тепло и спокойно, переживали ли вы, когда решили пересесть в другой автобус? Скорее всего нет, т.к. ситуация стресса еще на прошла. Ведь злились, правда? Вывод: можно выбрать любой способ психологической защиты, главное, чтобы успокоить самого себя.

Как же поступить в следующий раз? Подумать, что вас все-таки тревожит: собственное психологическое равновесие или психологический комфорт окружающих вас людей? В первом случае вы максимально выбираете те способы поведения, которые считаете правильными со своей точки зрения (сильно не доводя их до абсурда), во втором — будьте готовы отказаться от любых способов поведения, лучше промолчите, т.к. любой выбранный вами способ все равно осудят люди, не те, так другие. Вывод: все люди разные, на всех не угодишь.

Предвижу вопрос от кондуктора — что же мне, так и терпеть выходки пассажиров? Нет, есть пути бесконфликтного выхода, но это уже разговор с вами, как лично вам выбрать способ поведения по отношению к строптивому пассажиру. Будет вопрос — ответим.

Посмотреть видеоконсультацию с психологом по этому вопросу - здесь!

..................................................................................................................................................

Если есть, что сказать, поделитесь своим мнением, мы вас услышим:

 


Комментарии для сайта Cackle

Спор в автобусе,