google-site-verification: google9044dbfdb13d93de.html

Руководитель и подчиненный

Как руководить руководителем?

Принято, что руководитель берет на себя ответственность обучать особому поведению людей на рабочем месте. Это исходит из самой функции руководителя – надо руководить, значит «руки», которыми надо «водить», должны двигаться особым образом. Каким? Естественно, таким, каким захочет сам руководитель.

Руководитель и подчиненный

Психология управления персоналом. Руководитель и подчиненный

Психология управления дает ответы почти на любые вопросы руководителя о том, как надо управлять людьми. В помощь идут различные теории, например, теория научения поведения, объясняющая, что при правильном построении взаимодействия руководителя и подчиненного, используя определенные типы научения, такие, как рефлекторное поведение, научение на основе последствий поведения и в процессе наблюдения за поведением других людей, используя различные компенсации, поведение любого сотрудника можно довести до желаемого и одобряемого руководителем.

Литература по менеджменту наполнена технологиями воздействия на подчиненных, обучающих руководителя на основе индивидуального подхода или управления групповым сознанием довести весь коллектив до уровня такой дисциплины, которая необходима конкретному менеджеру, не рассматривая саму личность этого менеджера, который априори признается высоконравственным, высокопрофессиональным, психологически подкованным для того, чтобы влиять на поведение своих подчиненных, раз судьба одарила его властью над людьми.

Нас же будет интересовать другой вопрос: а могут ли подчиненные руководить своим руководителем? Если не могут, то по какой причине? Если могут, то как это делается?




Ответим на первый вопрос: есть ли какие-либо причины того, что подчиненный даже не делает попыток повлиять на своего руководителя, чтобы изменить его поведение в нужную подчиненному сторону. И находим таких причин несколько.

  1. Банальная лень. Поговорите с некоторыми своими коллегами, которые в кулуарах «плачутся» о том, как некрасиво поступает руководитель в той или иной ситуации. На вопрос: «А почему ты не реагируешь (не возмущаешься, не защищаешься, не соглашаешься, не пытаешься изменить ситуацию)?» вы тут же услышите ответ: «Да просто связываться не охота!» В данном предложении акцент ставится на слове «не охота», объясняющее, что подчиненный и себя не собирается менять, и реагировать на поведение «несправедливого» руководителя не будет. В итоге – изо дня в день ваш коллега играет в одну и ту же игру «все течет и ничего не меняется»
  2. Страх. Очень многих ваших коллег останавливает страх, что если они как-то прореагируют на, по их мнению, неправильное поведение руководителя, то этим самым навлекут на свою голову еще более негативную реакцию босса. Все всё понимают, но молчат, совершенно не делая даже незначительных попыток изменить поведение руководителя. И чем больше молчаливого согласия со стороны подчиненного, тем более негативное поведение у руководителя. Как итог – все более усиливающийся страх у подчиненного, мешающий ему трезво смотреть на причину этого страха.
  3. Комплекс «отличника». Суть этого комплекса в том, что сотрудник всегда старается быть максимально исполнительным и старательным, доводя свою работу до идеала, много раз переделывая ее, даже в том случае, если этого не требуется. Но тревожность исполнителя используется руководителем - подчиненного начинают поругивать, наказывать, критиковать. Такое поведение со стороны руководителя подчиненным воспринимается как несправедливое, он страдает, еще больше комплексуя. Скажите своему коллегу: « Ну сделай хоть что-нибудь, чтобы изменить реакцию руководителя на твое старание!» и услышите в ответ: «Я сам виноват, правильно меня ругают!»
  4. Рутина. Она заставляет подчиненных пропадать на работе, думая только об объеме и качестве сделанного. Руководитель не обременяет себя раздумьями о том, когда спит его подчиненный, уходит ли он домой и вообще, когда он последний раз обедал – на стол выкладываются новые папки с заданиями. Нравится вашему коллеге такое поведение руководителя? Конечно, это напрягает, но думать о том, что можно как-то изменить ситуацию некогда, ведь столько дел…
  5. А еще существует свод корпоративных правил и норм, диктующих подчиненным какой-либо тип поведения, контролируемый руководителем. Сам босс, в силу своего статуса, может позволить себе нарушать эти правила, но своим подчиненным спуску не дает. В такой ситуации ваши коллеги ничего не пытаются изменить в поведении своего руководителя в силу того, что раз правила «существуют», то их обязательно надо выполнять.
  6. Поставим многоточие, т.к. существует еще достаточно много причин, по которым подчиненные даже не пытаются изменить поведение своего руководителя…

Теперь ответим на второй вопрос: если можно подчиненному повлиять на поведение своего руководителя, то как это сделать? Сначала надо уяснить несколько правил:

  1. Первое - самое главное – осознать, что руководитель тоже человек, а значит, его тоже можно научить определенному типу поведения.
  2. Вспомнить лозунг «Учиться, учиться и учиться!» и почитать специальную литературу по психологии, ведь вам, уважаемый подчиненный, предстоит воздействовать на человека, и какого человека!
  3. Из множества технологий, приемов, методов, способов выбрать хотя бы один, который наиболее подходит как самому подчиненному (его личностным характеристикам), так и управляемому руководителю. Максимально индивидуальный подход – только тогда вы добьетесь успеха!

А теперь несколько советов психолога, используя которые, подчиненный может повлиять на поведение руководителя.

  • «Если хочешь, чтобы руководитель всегда помнил о тебе, повесь в его кабинете свой портрет». Эта не шутка, а совет стараться максимально быть на виду у своего босса, где бы он ни находился и куда бы ни пошел. Надо находить как можно больше поводов, по которым подчиненный обязательно должен общаться с руководителем. Приходите посоветоваться, доложить о сделанном, попросить поручение, передать чужую просьбу, помочь или даже заменить руководителя в чем-либо и т.д. Но все это надо проделать без излишней навязчивости. И быстро исчезнуть… Этим приемом вы выработаете у руководителя потребность в первую очередь обращаться к вам, он будет думать о вас в тот момент, когда вас нет, а значит, будет вызывать вас для беседы чаще, чем других.
  • Приносите своему боссу только приятные вести. Пусть ваш образ соотносится с положительными эмоциями. Этим вы научите руководителя улыбаться, завидя вас.
  • На совещаниях будьте в поле зрения руководителя. Не молчите, обсуждайте, спорьте, соглашайтесь, предлагайте варианты решения, приводите аргументы против и т.д. Ваша активность принесет плоды – руководитель научится прислушиваться к чужому мнению.
  • Не зависимо от того, ожидаете вы награды или наказания, опередите события. Подойдите первым к боссу и честно скажите: «Я хорошо поработал и заслужил вашей похвалы, правда?» или «Каюсь, виноват, исправлюсь. Приму любое наказание, надеюсь на ваше благоразумие, я прав?» Обратите внимание, что в конце предложения вы говорите слово, на которое никак нельзя ответить отрицательно. (Варианты: Не так ли? Так? Вы тоже так считаете? Ведь так?) Искренность вашего поведения научит руководителя быть терпеливым, гуманным, не рубить с плеча, да еще и чаще думать о поощрении своих подчиненных, хотя бы добрым словом, вы со мной согласны?
  • Всегда здоровайтесь первым. Любому руководителю приятно, что подчиненный ценит его статус и проявляет уважение. Но одновременно он сам учится приветствовать вас, а не проходить мимо молча. Невозможно не ответить подчиненному, который глядя прямо в глаза громко при всех говорит: «Добрый день, Мария Ивановна!» Через несколько дней постарайтесь пройти мимо, не поздоровавшись, увидите, что произойдет…
  • Возьмите за правило заходить на коллективные собрания последним, так, чтобы сразу после вашего прихода руководитель вынужден был начинать совещание (педсовет, планерку). Через определенный промежуток времени вы заметите, что ваш приход будет сигналом для руководства начинать, не дожидаясь других, а это уже сформированный условный рефлекс на вашу персону. Зато когда вы по какой-либо причине вынуждены будете задержаться, это будет восприниматься как тревога в ваш адрес, но никак не злость на опоздавшего.
  • При распределении поручений будьте первым, кто скажет: «Позвольте, этот объем работы я возьму на себя!» Так вы будете иметь возможность взять то поручение, которое скорее всего выполните качественно (и заслужите похвалу), и избежите поручения, которое вам никак не хочется выполнять (и получить порицание). Такая активность закрепит в сознании босса мысль, что любое дело, которое вам поручается, вы всегда выполните на высоком уровне, а уговаривать и заставлять вас не надо. Но если вам придется отказаться от лишнего поручения (поздно, домой хочется), ваш руководитель уже будет научен нужному поведению под девизом: «Главное – во время остановиться!»
  • Поставим и тут многоточие, а предыдущее правило дополним словами: «Даже если собираешься говорить три часа, начинай речь со слов «Буду краток!»

Мудрость подчиненного при управлении поведением своего руководителя - прямой путь к долгой и успешной профессиональной жизни в организации.

Вот здесь посмотрите видео-лекцию на похожую тему и подпишитесь на канал "Центр "Мир психологии", чтобы следить за новыми видео обновлениями.

Оставить комментарий к статье


Комментарии для сайта Cackle

  • Валентина Ивановна

    Прочитала несколько статей, ну я в восторге! И вот наконец передо мной супер статья! Пойду повешу в кабинете своей директрисы-стервы свой портрет!

  • https://plus.google.com/110488445216966054432 Зоя Владимировна Кузнецова

    Когда-то давно, когда я была тоже успешным руководителем (сейчас на пенсии), мне тоже бывало непросто с подчиненными. Но если бы они меня вот так “воспитывали”, я бы, наверное, была довольна. Здесь учитываются и потребности босса, и потребности подчиненного. Хорошие рекомендации. Жаль, в мое время не было психологов по персоналу.