google-site-verification: google9044dbfdb13d93de.html

Поведение подчиненного

Как воспитать подчиненного… Рекомендации руководителю.

Опираясь на теорию бихевиоризма, предлагаю директору воспользоваться тремя типами научения поведения сотрудников.

Первый тип – научение поведению с позиции формирования условного рефлекса. У каждого человека при создании определенной ситуации можно сформировать на основе безусловного условный рефлекс, который в свою очередь будет отражать желаемое поведение. Давайте вспомним, как это выглядит в теории вопроса. Когда «собаке Павлова» подносили к носу миску с едой, у нее начинала выделяться слюна – это реакция безусловного рефлекса на безусловный раздражитель. Если в этот момент перед собакой зажигали лампочку, т.е. предлагали условный раздражитель, то через некоторое время слюна выделялась даже тогда, когда миски с едой не было, а была только зажженная лампочка, т.е. произошло замещение безусловного рефлекса условным. В нашем понимании лампочка сформировала новое поведение собаки. Сотрудники, конечно, не собаки, но как всем живым существам им присущи и условные и безусловные рефлексы, и умелый директор сможет управлять этим процессом и сформировать новый тип поведения у своих подчиненных. Как это делается на практике?



Ситуацию можно создать специально, понаблюдав, как человек реагирует на определенный раздражитель, и предложить в это время новый. Предположим, что надо научить педагогов выходить из учительской за 2-3 минуты до начала урока, т.к. до этого они расходились по кабинетам только со звонком, а значит, теряли драгоценное время от урока. Находим безусловный раздражитель, им может быть кто-то (например, завуч), который зайдет в учительскую за 3-4 минуты и произнесет фразу: «Уважаемые коллеги, я бы хотела, чтобы вы не опаздывали на начало урока, поэтому отследите время и покиньте учительскую за 2-3 минуты до начала урока!» Без сомнения, учителя разойдутся, т.к. сработает безусловный рефлекс – раз сказали, то надо выполнить. Повторите так несколько раз и вы заметите, что через какое-то время завучу не надо будет ничего говорить, ей достаточно просто зайти в учительскую, и педагоги покинут аудиторию. Приход завуча за 2 – 3 минуты в учительскую – это уже условный раздражитель, на него выработан условный рефлекс. Через неделю-другую завуч может расслабиться и не показываться на глаза педагогам, они уже научились новому поведению, сами смотрят на часы и заранее выходят из учительской. Правда, стоит помнить, что условный рефлекс быстро затухает, если его не возбуждать, поэтому периодически, без определенной системы, завуч все-таки заходит в аудиторию за 2-3 минуты до звонка и своим появлением закрепляет нужное поведение подчиненных.

Аналогично этому учителя научаются приходить на работу в определенное время, если, например, заходя в холл школы за несколько минут до начала уроков, они видят своего директора с определенным выражением лица – или улыбающимся, если пришли на работу за 20 минут раньше звонка, а значит, показали правильное поведение, или строгим, если прибежали в школу за 5 минут, а такое поведение не одобряется руководством. Выражение лица директора – это условный раздражитель, безусловная реакция работника, связанная с его появлением на работе, постепенно заменится условной – он будет стремиться приходить на работу раньше и заслужит улыбку начальства. Когда директора не будет с утра в холе школы, учителя все равно будут приходить на работу вовремя – у них уже будет сформировано новое поведение на основе условного рефлекса.

Вот вам пример нашего коллеги – так уж сложилось в школе, что учителя смело открывали дверь в кабинет директора и заходили к ней, забыв о правилах хорошего тона, а замечания руководителя отдельно каждому входящему не приносили ожидаемого результата, да и не хотелось ей читать нотации взрослым людям. Как научить посетителей постучаться прежде чем войти в кабинет директора? Очень интересную ситуацию она создала – повесила на двери в свой кабинет лист бумаги, на котором был нарисован большой красный круг, а под ним надпись – «Спасибо, что вы вежливо постучались в дверь и дождались ответа «Входите, пожалуйста!» Такую красную точку не заметить нельзя, а посетители сразу отдергивали руку от ручки двери (безусловная реакция) и тихонько стучались (условная реакция), и если даже и открывали дверь, то делали это тихо, спокойно. В определенное время красная точка пропала с двери кабинета директора, а условный рефлекс остался, и новое поведение осталось.

Разумеется, с помощью условного рефлекса можно сформировать только дисциплинарные стратегии поведения, но для спокойной школьной жизни и они очень важны.

Второй тип научения поведению – научение с помощью подкрепления. Подкрепление – это определенный внешний сигнал, который предлагается человеку, если он демонстрирует нужное поведение. Подкрепление бывает положительным и отрицательным. Положительное – это похвала, награда, одобрение. Здесь все понятно – каждый раз, когда ваши сотрудники покойно принимают критику в свой адрес на совещании, когда они не забывают выключить свет, уходя из кабинета, когда они провожают учеников в последнего урока в раздевалку, когда они корректно разговаривают с родителями учеников и т.д. – они сразу получают положительное подкрепление своему правильному поведению в форме приветливого взгляда, доброго слова, одобрительных и поддерживающих фраз из уст директора: «Спасибо, что не обиделись!», «Приятно видеть, что учитель так внимателен к родителям своих учеников!», «Правильно, техника безопасности прежде всего!»… Такое подкрепление не требует больших временных затрат со стороны директора, надо только заметить вовремя правильное поведение и тут же его положительно подкрепить. Работник обязательно будет стремиться получить похвалу еще и еще раз, наступит момент, когда нужное поведение войдет у него в привычку и необходимость постоянно его подхваливать отпадет сама собой… Хотя, конечно, похвала за нужное поведение никогда не бывает лишней, хвалите своих сотрудников, они отплатят вам сторицей.

Отрицательное подкрепление – это навязывание работнику чего-то, что ему неприятно, но это неприятное тут же будет убрано, если работник продемонстрирует нужное поведение. Приведу яркий пример, чтобы понять этот феномен. Предположим, что вы садитесь в салон автомобиля и в нем тут же раздается громкий неприятный звонок, и он будет звенеть до тех пор, пока вы не застегнете ремень безопасности. Пристегивание ремня – это желательное поведение, чем быстрее вы пристегнетесь, тем быстрее уберется негативное подкрепление. Со временем привычка пристегиваться перед поездкой войдет в привычку и будет делаться автоматически, необходимость в негативном подкреплении отпадет.

Негативное подкрепление сработает вместо нудных нотаций, например, в ситуации, когда надо научить нерадивых сотрудников.

Посмотрите похожее видео здесь и подпишитесь на канал "Центр "Мир психологии", чтобы получать новые видео по проблемам психологии менеджмента.

Оставить комментарий к статье


Комментарии для сайта Cackle

  • Валентина Ивановна

    Меня директор никогда не хвалит. Может, мне тоже к вам на консультацию попасть? Или лучше ее привести? Не пойдет, она стерва!