google-site-verification: google9044dbfdb13d93de.html

Директор школы – менеджер или учитель учителей?

Директор школы – менеджер или учитель учителей?

Недавно на одной из встреч директора поспорили о своей роли в процессе управления школой, задавшись вопросом: директор школы – менеджер или учитель учителей? Высказывались о том, что в свете последних инициатив в сфере образования и новым наполнением содержания деятельности директора он больше менеджер, т.к. сама педагогическая работа у него не может быть примером для учителей-профессионалов, ну некогда ею заниматься, когда в плане на день экономика и хозяйствование. Были и другие мнения - как можно руководить учителями, если ты сам уже плохой учитель? Только личным примером высоких педагогических достижений можно вести пед.коллектив к качественному образованию! А были и такие высказывания – как вообще можно сравнивать эти роли, ведь здесь все разное: название должности, функциональные обязанности, мера ответственности. Не может быть такого! Я приглашаю вас, уважаемые директора и учителя, также принять участие в нашем обсуждении, что скажете вы?

Многие годы директорами становились вчерашние учителя, лучшие, но все-таки учителя! И проходило достаточно много времени, пока вновь назначенный директор становился действительно директором. Ведь перенос привычных способов деятельности на новую сферу осуществлялся у каждого в той или иной мере. Директора и по сей день ведут «часы», подразумевается, что как педагоги они должны находятся на высоте, более того, должны быть на голову выше других, иначе любой контроль за педагогической деятельностью с их стороны воспримется с улыбкой. И наступал момент, когда сидеть на двух стульях одинаково устойчиво директору становилось некомфортно, он вставал перед выбором – кем быть, каким быть?




На помощь ему пришло новое время, диктующее закон – каждый должен заниматься своим делом! Да еще различные программы по переподготовке менеджеров как бы добавили твердости при выборе. И вот теперь школами руководят не только успешные в прошлом учителя, а современные специалисты со второй специальностью, приведшей к пониманию – руководить классом и руководить школой – две разные вещи.

Я не поддерживаю тех, кто говорит, что менеджеру без разницы, чем управлять – школой, заводом, баней - методы управления едины. Я также не согласна с теми, кто утверждает: был бы хороший учитель, а руководителем он всегда станет хорошим, дайте только срок. Но срока то как раз и нет, нужно с первых дней разбираться в содержании и управления, и образования, как уникальной специфики управления.

Так как же ответить на волнующий директоров вопрос? Предлагаю рассмотреть только один вариант из возможных ответов – и директор, и учитель являются своеобразными управленцами, т.е. выполняют роль менеджера. Можно ли совместить две роли одинаково, если сравнить их по определенным критериям, например, таким: цели, функции, направления деятельности?

Каковы цели менеджера и учителя? По большому счету – это качество образования детей со всеми сопутствующими составляющими: условия, процесс, контингент. В таком случае, директор и как менеджер, и как учитель учителей должен создать определенную базу, которая поможет ему добиться цели. Например, директор занимается ремонтом школы, а хороший класс, это комфортные условия и для учебы детей, и для работы учителей; директор планирует учебно-воспитательную работу школы – это основа качественной организации образовательного процесса, что также отражается и на учебе детей, и на работе учителей; директор набирает в штат школы грамотных специалистов по определенным потребностям школы, что в свою очередь отразиться на учебе школьников и качестве деятельности педагогов. В переводе на узкую специализацию учителя – он занимается тем же, только в меньших размерах. Получается, что по целям роль директора как менеджера и как учителя схожа, и ответа на вопрос не дает.

Обратимся к функциям. Классические функции менеджера: анализ, целеполагание, прогнозирование, планирование, организация, делегирование полномочий, функция принятия решений, мотивирование, коммуникативная функция, контроль и коррекция процесса, кадровая, производственно-технологическая. Содержание каждой функции известно любому действующему директору школы, относящему себя к роли менеджера. А учитель? Он согласиться с наличием таких функций в его деятельности? В большинстве случаев – да, только опять в более меньших объемах. Если директор приверженец роли «учителя учителей», то он все равно будет выполнять эти функции в той или иной модуляции. Значит, вопрос пока остается открытым.

Теперь рассмотрим направления деятельности менеджера и учителя. Начнем сравнение с роли учителя. Здесь акцент можно сделать на таких основных направлениях деятельности как обучение (детей), воспитание (детей), развитие (детей). Большая часть времени педагога уделяется именно этим составляющим, но без сопутствующих видов деятельности, таких как общение, хозяйствование в кабинете, сбор денег на поход в театр, заполнение журналов и личных дел ученика, разработки различных программ и сценариев, т.е. без финансово-хозяйственной и экономической деятельности, делопроизводства и управления инновациями учителю не обойтись, но опять - таки в определенных масштабах. Чем занимается менеджер? Да тем же самым, только в скобках ставим (учитель): обучает учителя на педсоветах и семинарах, воспитывает его в процессе аттестации и на «ковре», развивает, отправляя на курсы повышения квалификации, а также с утра до вечера общается как с педагогами, так и с другими работниками и гостями, считает деньги с экономистами и бухгалтерами, подписывает приказы и пишет деловые письма, разрабатывает программы развития и исполняет представительские роли на совещаниях. Получается, что особенности направлений деятельности директора в любой роли совпадают.

Я бы сказала, что и власть, как яркая черта управленца, также не является только прерогативой менеджера. Менеджер имеет власть над подчиненными, учитель над учениками, и не мне вам говорить о содержании этой власти. Власть поможет и менеджеру, и учителю четко организовать коллектив на процесс и достижение цели. Власть в руках любого вышестоящего лица признается как взрослыми, так и детьми, ведь опытный руководитель (и директор, и учитель) использует разные виды власти, даже те, которые относятся к манипуляции, но раз надо…, то «будем   работать без выходных». Получается, что и власть, как сравниваемая категория, не отвечает на наш вопрос, директор школы – менеджер или учитель учителей?

Но вот тут напрашивается оговорка – власть над подчиненным или власть над личностью? Другими словами мы придем к размышлению о том, кем управляет директор – функциональными единицами или людьми? А учитель?

Учитель управляет учениками. Но ученик не подчиненный учителя в обычном смысле слова. Он выполняет поручения учителя, старается учиться в меру своих сил и качественно выдавать результаты, которые идут в зачет и учителю тоже, ученик демонстрирует учителю свои личностные качества и дает согласие на их корректировку, особо не задумываясь над вопросом, а правильно ли воспитывает меня учитель, нужные ли качества во мне развивают? Но ученик может и отказаться от образовательных целей учителя, по принципу «не хочу и не буду», и учитель не сможет заставить ребенка подчиниться, причем подчиниться как в профессиональной деятельности (в учебе), так и в личностной сфере (коррекции характера, привычек, ценностей, идей и др). Получается, что власть учителя над учеником распространяется до определенных пределов.

Теперь поразмышляем над властью менеджера по отношению к педагогу. Менеджер может сколь угодно (в рамках закона, конечно) властвовать над подчиненным ему учителем. И учитель должен во всем соглашаться с руководителем, даже если не согласен (не хочу), делать то, что сказал директор (но буду). Это обычная производственная иерархия, она признана обществом и даже поддерживается им на уровне закона! Руководитель может влиять на личность учителя и изменять его личностные качества, но учитель, как взрослый человек, всегда может скорректировать такое влияние и использовать так называемые «маски» - буду демонстрировать определенные личностные качества и поведение, пусть думают, что я такая, раз им надо, а я как была другой, такой ею и останусь; или может действительно поменять какие-то свои личностные качества под мудрым влиянием директора – в любом случае подчиненный взрослый в отличие от подчиненного ребенка может отнестись к властному влиянию на свою личность критически. Получается, что с властью все не так однозначно и эта составляющая деятельности директора может дать ответ на наш вопрос.

Категория «власть» вернет нас в начало размышлений – какова истинная цель директора в школе?

Всякий ли директор, приходя на работу, стремится добиться качества образования в своей школе? Ничего подобного, более того, это самое качество в иерархии целей управленца вообще может быть на последнем месте. А в приоритетах – личные цели, просто не каждый может себе в этом признаться. И одна из таких целей – получить удовольствие именно от владения властью над людьми. (К слову сказать, такое утверждение я бы не рассматривала как негативную характеристику личности директора, более того, я уверена, что наиболее продуктивен человек в том виде деятельности, который ему доставляет удовольствие, а значит властное влияние директора на учителей и получение от этого удовольствия вполне может быть положительной чертой личности, помогающей директору достигать в том числе и целей организации). И вот тут кроется ответ на наш вопрос. Только поставить его надо по-другому: что хочет директор – добиваться своих целей руками учителей, как исполнителей, т.е. подчиненных в структуре организации, или научить учителей выполнять их же функции, демонстрируя наиболее верное исполнение этих функций своим собственным примером? Что хочет директор – сказать учителям – делай, как я сказала, или я тебя научу, как делать правильно, и мы с тобой решим, как сделать лучше? Что хочет директор – чтобы его боялись, или чтобы уважали, или и то и другое одновременно? Хочет ли он быть «в каждой бочке затычкой» или научить подчиненных делать дело и грамотно ему докладывать о результатах? А может директор хочет, чтобы его не трогали и не мешали «руководить» с использованием приказов, записок, докладных и объяснительных или чтобы двери его кабинета не закрывались до глубокой ночи и любому учителю там всегда были рады и помогут (т.е.научат?).

Предлагаю снова вернуться к функциональным обязанностям директора и учителя. Их много и они похожи, но если взглянуть на содержание функций и заложить их в планирование работы, получится другая картина. Так, менеджер всегда может уделить больше времени каким-то определенным функциям (по его выбору), и заниматься выбранными делами самостоятельно, делегировав часть дел своим заместителям, другим исполнителям. Да, есть дела, которые только в компетенции директора, есть дела, которые никак нельзя поручать другим по особым причинам, есть дела, которые зависят от вышестоящего начальства. Но в целом менеджер – хозяин в своей организации, и спорить об этом могут только начинающие руководители! А учитель? Он подчиненный и обязан строго выполнять те функции, которые на него возложены, выбор функциональных приоритетов предоставляется не всегда. В случае же выбора директором роли «учителя учителей» чему он будет учить педагогов – быть хозяином своего дела или исполнителем его поручений? Все будет зависеть от личного отношения директора к цели обучения.

Выше мы сказали, что направления деятельности менеджера и учителя в целом схожи, разница только в объемах информации, находящейся в руках специалиста. Но и тут есть отличия – они в том, что менеджер имеет других людей, которые будут делать все дела по каждому направлению: хозяйствовать будет завхоз, считать деньги – бухгалтер, готовить педсоветы – завуч и т.д. и сделают, никуда не денутся, раз менеджер отдал приказал. Учитель также может привлечь других людей – дать поручение детям, родителям, коллегам, но, как говорится, заметьте разницу! Если директор – «учитель учителей» - и только в этой роли намерен находиться долгое время, то наступит час, когда его подчиненные вернут ему его же просьбу со словами: «Я сейчас занят, сделай сам!»

Что вы выберите, уважаемый директор, какая роль более подходит для вашей личности? Надеюсь, вы заметили, что директор сам для себя определяет приоритеты, кем и каким быть, а потом, базируясь на требованиях современного этапа развития образования, уникальности своей школы и всех вышестоящих организаций, в том числе и государственных, организует самого себя на достижение собственных целей (как менеджер – руками исполнителей, как учитель – желанием учеников)!

Оставить комментарий к статье

Комментарии для сайта Cackle