google-site-verification: google9044dbfdb13d93de.html

Ошибки в работе психолога

Ошибки в работе начинающего педагога-психолога.

Педагог-психолог сегодня является полноправным специалистом образовательной организации, а куриру­емая им психологическая служба занимает одно из ве­дущих мест в структуре учебно-воспитательного процес­са школы. С деятельностью психолога педагоги, родители и учащиеся связывают множество своих соци­альных ожиданий, зачастую относясь к нему как к чело­веку, знающему ответы на все вопросы.

Психологи-практики, много лет отработавшие в шко­ле, понимают несостоятельность таких ожиданий, но имен­но практика дает им возможность успешно решать множе­ство разнообразных задач, направленных на психическую поддержку, личностное становление и индивидуальное разви­тие школьника.

Начинающий педагог-психолог, только что получивший дип­лом вуза, мотивирован на активное применение новых знаний, научной диагностики, опыта исследовательской деятельности для оказания помощи участникам педагогического процесса. Но не­достаток практического опыта в работе школы ведет к тому, что молодой специалист, сам не желая того, допускает ошибки прак­тически во всех сферах своей новой деятельности. Молодому специалисту необходимо пройти в своей работе долгий путь — «через тернии к звездам», — доведя содержание и технологию своей деятельности до высокого профессионализма.



Считается, что педагог-психолог адаптируется к работе в шко­ле примерно один год. Наибольшее количество ошибок молодо­го специалиста приходится именно на период начального этапа работы. Этому есть объяснение, ведь специфика подготовки прак­тических психологов в педагогических вузах такова, что, изучая психологию как науку, они не всегда обладают конкретными ме­тодами ее практического использования. Опыт тех, кто прорабо­тал в школе много лет, поможет начинающему специалисту избе­жать ошибок, ответит на некоторые волнующие их вопросы.

Большую помощь психологу могут оказать опытные коллеги через систему методической поддержки и повышения квалифи­кации молодых специалистов, активно действующую, например, у нас в Хабаровском крае при поддержке Министерства образо­вания и науки.

В своей же статье я актуализирую ошибки, наибо­лее часто наблюдаемые в деятельности начинающе­го педагога-психолога, объясню причины их возник­новения и, опираясь на свой личный опыт работы в школе, предложу рекомендации, как в период адап­тации избежать этих ошибок.

Трудности в работе бывают у каждого начинающе­го педагога-психолога, и происходят они порой по ряду не зависящих от специалиста причин. Но знать их и, по возможности, избегать будет полезно, так как это сократит период адаптации в новой профессии и укрепит первое положительное впечатление от ре­зультатов работы психолога в школе у членов педаго­гического коллектива.

Одна из таких причин — определенный набор лич­ностных качеств молодого специалиста, не соответ­ствующих требованиям, предъявляемым к данной профессии, профессиональная некомпетентность, недостаточный уровень образования. Многие годы причина непрофессионализма педагогов-психологов заключалась в том, что они становились психологами в результате переквалификации. А до этого они были педагогами-учителями.

Педагог и психолог имеют различные профессио­нальные установки и ценности, и часть педагогов-психологов после переквалификации сохраняла неиз­менными свои педагогические установки. Сегодня в школы приходят специалисты с базовым психологи­ческим образованием, однако, заканчивая педагоги­ческие вузы, они зачастую «заражаются» и педагоги­ческими технологиями взаимодействия с учащимися в противовес психологическим.

Следующей причиной трудностей психолога явля­ется его неумение сотрудничать с педагогами и ад­министрацией школы. Бывшему студенту бывает трудно четко выполнять свои функциональные обя­занности в режиме рабочего времени, а установле­нию доброжелательного и равноправного отношения с педагогами и родителями мешает разница в возра­сте и пока еще не забытая позиция учащегося.

Родителей учеников, с которыми приходится ра­ботать психологу, можно назвать особой категорией. При работе с семьей сложности возникают потому, что подготовка педагогов-психологов включает малый объем информации, направленной на оказание помо­щи семье, а у самого специалиста отсутствует мето­дический опыт по работе с детьми и их родителями при психологическом сопровождении. Молодому спе­циалисту, зачастую не имеющему собственной семьи, трудно адекватно оценить воспитательные возможно­сти конкретной семьи с ее психолого-педагогическим уровнем взаимоотношений, кризисного состояния, трудностей и проблем, возникающих при взаимодей­ствии со школой.

Проанализируем наиболее часто наблюдаемые ошибки в деятельности школьного специалиста в об­ласти психологии. Они напрямую связаны с основны­ми направлениями деятельности психологической службы школы.

Психодиагностика

  1. Диагностика как самостоятельный вид дея­тельности

В чем ошибка: психодиагностика становится само­целью. Рабочие планы психолога пестрят этим видом деятельности, включая индивидуальную, групповую диагностику, массовую по запросу администрации школы или вышестоящих организаций. Зачастую психолог диагностирует детей без определенного запроса, используя только известные ему методики, не всегда адекватные проблеме. Результаты таких диагностик пополняют пухлые папки «дел» и никак потом не используются. Зато внешне наблюдается бурная деятельность психолога — до определенно­го времени.

Как поступить: всегда задавать себе вопрос «а в чем, собственно, проблема?». И, в соответствии с от­ветом, подбирать методики диагностики. Можно про­цесс диагностики заменить другим видом деятельно­сти, например, просветительской беседой, в ходе которой слушатели сами разберутся со своими про­блемами. В случаях же массовых опросов по запро­сам администрации рекомендую создать мобильную группу из старшеклассников, которые после соответ­ствующего обучения продиагностируют и обработа­ют результаты по стандартным методикам, освободив психологу время для другой нужной работы.

Пример из опыта работы: психологу в начале учебного года предстояло продиагностировать уча­щихся 5-ти первых классов и подать сведения в го­родской отдел образования. Цель: определить, на­сколько сформирована учебная мотивация у бывших дошколят. Представьте объем работы: с каждым про­вести беседу по рисуночному тесту, обработать ре­зультаты, внести в сводный отчет и — просто так от­дать кому-то... Поэтому после совета с директором школы и учителями было решено, что строгой инди­видуальной диагностике подвергнутся выборочно те дети, которые вызовут тревогу у учителей, а для от­чета и массовой диагностики в школе пройдет игра «Твоя игрушка хочет в школу». Для этого приготови­ли плакаты с увеличенными рисунками стимульного материала и под каждым поставили корзину, куда дети складывали принесенную из дома любимую иг­рушку, как бы отвечая на вопрос «Если бы твоя иг­рушка пришла в школу, то что бы она больше всего хотела? Играть? Узнавать новое? Любоваться новой формой? Научиться читать?». Дети быстро раскида­ли по корзинам игрушки, учителя подсчитали коли­чество игрушек в каждой корзине и помогли психо­логу подготовить отчеты с графиками, а потом эти корзины изучили родители, и на собрании психолог смог очень наглядно и достоверно провести беседу о проблемах школьной адаптации. Кстати, родителям не назывались фамилии детей, они и так по иг­рушкам узнавали своего ребенка.

  1. Неверная постановка диагноза

В чем ошибка: психолог ставит диагноз на осно­вании результатов стандартизированных методик диагностики без подключения других видов анализа. Неопытность практического психолога заключается в том, что, сопоставляя полученные им данные с «клю­чом» стандартизированной методики, он определяет заключительный диагноз, что явно ошибочно. «Клю­чи» с кратким описанием результатов тестирования не заменят глубокий психологический анализ, грамот­ную интерпретацию комплекса разных показателей в их динамике, развитую интуицию как личностную со­ставляющую специалиста.

Как поступить: взять за правило, что постановка диагноза следует после того, как перелистаны тетра­ди с лекциями и научные книги, проведены все воз­можные варианты методик, сопоставлены их резуль­таты в динамике, взяты за основу возрастные и личностные особенности пациента, учтены культур­ные традиции и социальное окружение, подключены субъективные мнения сторонних людей (например, отзывы одноклассников, родителей, соседей...). И даже после этого лучше поставить знак вопроса.

Пример из опыта работы: на предварительной ди­агностике социометрии в 7 классе был выявлен уче­ник-изгой. Классного руководителя смутил такой ре­зультат, она не замечала, что этот подросток был бы отвергаемым в коллективе, о чем она сказала психо­логу. Тогда психологом были проведено индивидуаль­ное исследование по группе тестов на изучение лич­ностных особенностей ученика, его стиля поведения в конфликтных ситуациях, реагирования на фрустрирующие ситуации, прошло анкетирование одноклассни­ков и опрос близких друзей подростка, с которыми он занимался в спортивной секции. Ничего насторажива­ющего не было обнаружено — обычный подросток. Тог­да психолог собрал весь класс и без всяких предисло­вий спросил: «За что вы не любите Глеба?» После небольшой паузы поднялся сам Глеб и сказал: «Ладно, игра закончилась. Мы знали такой тест, как социомет­рия, проводили с нами раньше его ваши предшествен­ники. Мы договорились, что все назовут меня как са­мого неприятного и отвергаемого, а потом посмотрим, что вы будете дальше делать...» В общем, потом было, о чем поговорить психологу с подростками.

  • Использование в практике новых методик

В чем ошибка: начинающий педагог-психолог делает ошибку, применяя новые, неадаптированные к уникальным условиям местных социальных и культур­ных традиций диагностические процедуры. Когда же психолог применяет сложные методики, не имея до­статочного уровня знаний по их использованию, и ставит диагноз, превышающий пределы его профес­сиональной компетентности, он может нанести не­поправимый вред клиенту.

Как поступить: изучение новых диагностических методик школьным психологом должно приветство­ваться и поощряться администрацией школы, но обу­чение им необходимо проводить в специализирован­ных учреждениях с получением сертификата или иного документа, подтверждающего профессиональ­ную компетентность. Однако и сам психолог должен строго соблюдать границы своих возможностей и не бояться перенаправить клиента к специалисту друго­го профиля, например, к психиатру.

Пример из опыта работы: на консультации сидит мама первоклассника, который, по словам учитель­ницы, не усваивает учебную программу. Диагностика познавательных процессов, продуктов учебной дея­тельности, изучение медицинской карты явно пока­зывают на умственное недоразвитие. Как сказать маме, что по всем признакам ребенку надо учиться во вспомогательной школе? А никак не говорить! Ведь постановка такого сложного диагноза, который в слу­чае ошибки психолога может негативно отразиться на ребенке, не входит в компетенцию школьного специ­алиста. Психолог только может:

  • высказать сомнение в результатах проведенной им диагностики и добавить фразу, что он может ошибаться;
  • затем сказать, что именно по этой причине пред­лагает маме посетить более узкоспециализиро­ванного специалиста, который глубоко разбира­ется в физиологических нарушениях развития мозга;
  • направить маму и ее ребенка, например, к детс­кому психиатру в психологический центр или ПМПК;
  • как вариант, направить к коллеге из соседней шко­лы с большим опытом работы;
  • можно поговорить с родителями детей, обучаю­щихся во вспомогательной школе (дать телефон), которые тоже сомневались в диагнозе ребенка.

Психологическое консультирование

  1. Самоутверждение психолога как специали­ста на консультации

В чем ошибка: приходя на консультацию к психо­логу, клиент надеется получить помощь и поддержку в решении своих личных проблем. Психолог же ино­гда использует эту ситуацию для самоутверждения, демонстрируя себя как успешного и сильного чело­века, у которого вообще никогда не возникает похо­жих или других проблем и в силах которого одной ру­кой развести проблему клиента. Это вызывает сомнение и недоверие у последнего.

Как поступить: не надо занимать и нейтральную «безликую» позицию. Научитесь быть «подругой на кух­не». Она может выслушать, посочувствовать, посомне­ваться, ненавязчиво задать вопросы, перебрать все возможные варианты решения проблемы, а потом от­пустить и закрыть дверь, «разбирайся, мол, сама...»

Пример из опыта работы: на консультации клиен­тка (молодая учительница, кстати) рассказала о сво­ей проблеме. А затем она вдруг задала явный вопрос- ловушку: «Что вы мне посоветуете, как психолог?» И услышала в ответ: «А давайте-ка мы с вами выпьем кофе с конфетами». Выяснилось, что конфеты молодая жен­щина любит, но не ест, боясь потолстеть. В течение 30 минут между женщинами шла веселая беседа о раз­ных способах похудения и сохранения фигуры, пока психолог не задала свой вопрос: «Прямо не знаю, что вам посоветовать... А хотите, напишите-ка самой себе письмо, расскажите в нем о всех своих проблемах, придумайте, как их можно решить, и отправьте на не­существующий адрес куда-нибудь в далекий город. Оно потом к вам обратно обязательно вернется. Вот тогда приносите его мне, вместе почитаем и подума­ем, что и как». Клиентка пришла к психологу через два дня: «Из всей галиматьи, что я написала в письме и отправила в Тьмутаракань, мне понравилось поступить вот так... Я не буду дожидаться возврата письма. Вы одобряете мой поступок? Мне очень важно, чтобы вы меня поддержали!»

  1. Огромное желание посоветовать, как по­ступить

В чем ошибка: психолог навязывает клиенту гото­вое решение проблемы, не давая ему самому найти выход из сложившейся ситуации. Да, если уж клиент пришел на консультацию к психологу, он заинтересо­ван в его советах, надеется на быстрое разрешение своих проблем. Однако, данная выше рекомендация «стать подругой на кухне» только рекомендация, не более. Психолог делает большую профессиональную ошибку, предлагая клиенту четкий вариант решения проблемы, даже если он единственно правильный — он же все-таки не на кухне и не подруга.

Как поступить: к сожалению, не в каждом вузе сту­дентов учат грамотному владению технологией про­ведения консультаций, поэтому при возможности луч­ше пройти соответствующее обучение. Пока же следовать главной цели психолога-консультанта: сво­ей профессиональной беседой подвести клиента к са­мостоятельному выбору способа решения его личной проблемы. Именно так: как самому измениться, а не изменить мир! Запаситесь подборкой философских высказываний о смысле жизни, пригодятся...

Пример из опыта работы: после неудачного уро­ка учитель пришла к психологу проконсультировать­ся о своей проблеме. Весь ее монолог можно было свести к фразе: «Она (завуч) ко мне незаслуженно придирается, не замечает моих успехов, но крити­кует мои промахи! Поговорите с ней, пусть она от меня отстанет!» Психолог же предложил послушать анекдот: «Плывут в море две рыбы. Одна такая боль­шая! Другая такая маленькая! Большая и говорит: «Большие рыбы всегда пожирают маленьких!» «Да, — отвечает маленькая, — но где мы их найдем?» Учи­тель помолчала некоторое время и вдруг заявляет: «Все понятно! Пойду и заявлю свою кандидатуру на краевой семинар и дам открытый урок! Она еще у меня попляшет!»

  1. Проекция трудностей других на проблемы клиента

В чем ошибка: психолог акцентирует свое внима­ние только на тех проблемах клиента, которые уже встречались ему у других и которые с его помощью удачно разрешились. Еще хуже, когда психолог при­писывает клиенту чужие проблемы, основываясь на схожести ситуаций.

Как поступить: научиться принимать каждого но­вого клиента как уникального и неповторимого. Ко­нечно, нельзя отрицать наличие схожих социально- психологических показателей, но пусть они станут основой, на которую потом сам клиент и будет опирать­ся. Задача психолога — подвести его к собственно­му решению, и пусть клиент завершит консультацию с верой в то, что его проблема уникальна и решение его единственно верное.

Пример из опыта работы: проблема неразделен­ной любви возникает почти у каждого второго подро­стка, и все, в том числе и психолог, знают, что это про­сто ситуация взаимодействия полов, пройдя которую, человек приобретет определенный опыт. Став взрос­лым, он еще и посмеется над своими слезами, но сей­час... Девочке проще — поплакалась подружкам или в подушку и успокоилась, а юноше как? У психолога есть множество примеров выхода из похожих ситуа­ций, которые уже им решались с другими подростка­ми в школе. Но пришедшему на консультацию она ска­зала следующее: «Подели свою жизнь на части до 100 лет и расскажи, как ты прожил или проживешь каж­дую». Когда подросток дошел до последнего пункта, выяснилось, что он ни разу не назвал по имени свою будущую жену. На вопрос «А как зовут твою жену?» ответил: «Я еще не знаю». На следующий вопрос пси­холога «Ну, если ты не хочешь, чтобы ее звали Лариса через 80 лет (девочка, которая отказывается от его сегодняшних притязаний), то почему тебя она волну­ет сегодня? Для чего ты ее к себе привязываешь?» прозвучал ответ: «Наверное потому, что она многим в классе нравится и я ее люблю, а вот нужна ли мне будет жена, которая всем нравится, а меня не любит, — это вопрос, надо подумать. Я пошел думать!»

Коррекционная работа

  1. Замена коррекционного занятия уроком или воспитательным мероприятием

В чем ошибка: педагог-психолог ошибается в по­строении методики проведения коррекционного за­нятия, заменяя психологические приемы педагоги­ческими вплоть до выставления оценок. При постановке цели и подборке игр и упражнений явно делается акцент на учебную и воспитательную состав­ляющую. Еще хуже, когда психолог использует при­емы, которые с легкостью мог бы по его рекоменда­ции применить на уроке учитель.

Как поступить: школьная практика накладывает свой отпечаток на процесс коррекции и развития уча­щихся при проведении психологических занятий. Тем не менее, практикующий психолог должен тщатель­но продумывать цели и содержание своих групповых и индивидуальных занятий, максимально используя технологии психологической коррекции. Таких, кото­рые кроме него никто другой в школе не смог бы при­менить. Задания, выполняемые учащимися, должны быть подобраны в строгом соответствии с результа­тами диагностики, изменяться в соответствии с ди­намикой коррекции дефекта и с опорой на зону бли­жайшего развития.

  1. Излишняя театрализованность занятия, увлеченность игровыми техниками

В чем ошибка: психолог излишне акцентирует вни­мание на внешне-поведенческой манере работы груп­пы на психологическом занятии. Ведущий артистичен и эмоционален, группа активна, создана общая атмос­фера веселья и удовольствия. Однако результат ра­боты в группе учащиеся не могут оценить, так как ана­лизируемые проблемы ими не поняты, новые знания не сопоставлены с будущим поведением, технологии общения и поведения не приняты серьезно и участ­ники такого занятия не мотивированы на их внедре­ние в жизнь. Да и сама психология ими воспринима­ется как развлечение.

Как поступить: необходимо строго следить за со­ставом группы, направляя в нее детей с максимально схожими проблемами (проводить тренинг в абстрак­тном 8-А классе с подростками разных типов реаги­рования нежелательно). Включать упражнения на рефлексию проделанной ранее работы, строить бе­седу без излишней эмоциональности, даже если до этого было весело. Включать в структуру общего за­нятия или тренинга так называемые «задания на дом», в которых ребенок будет обязательно упражняться в обычной социальной среде с последующей рефлек­сией своих результатов.

Просветительская работа

  1. Использование в речи сложной психологи­ческой терминологии

В чем ошибка: начинающий педагог-психолог по студенческой привычке или же из желания самоутвер­диться переносит специальную терминологию из про­фессиональной литературы в свою лекцию. Если пси­холог слишком часто в своей речи использует научные понятия при выступлении перед неподготовленной аудиторией, то слушатели не могут понять выступаю­щего и испытывают своеобразный «комплекс профес­сиональной неполноценности».

Как поступить: научитесь использовать один и тот же привычный вам текст из профессиональной лите­ратуры для слушателей разных категорий. При этом постарайтесь записать его для себя такими словами, как будто вы читаете его, например, перед учителя­ми, старшеклассниками, родителями младших школь­ников и коррекционных классов, подростков, на пси­хологическом симпозиуме... Согласитесь, что одна и та же фраза «Ваша каузальная атрибуция представ­лена не в тех сенсорных висцеральностях» должна звучать по-разному в зависимости от аудитории.

Пример из опыта работы: перед выступлением на педсовете психолог раздала учителям листочки с на­писанными на них психологическими терминами, ко­торые была намерена использовать в устной речи, и сначала задала вопрос аудитории: «Кто знает, что означают эти слова?» Часть терминов учителя пони­мали, поэтому тому, кто смог объяснить термин на по­нятном языке, был вручен жетон «Энциклопедист», и к нему потом обращалась психолог с просьбой пере­вести то, что она сказала. Учителя с удовольствием приняли игру, а «энциклопедисты» внимательно сле­дили за текстом выступающего и быстро реагирова­ли с переводом. В конце лекции психолог задала дру­гой вопрос: «Как вы поняли вот эти термины?» (и показала карточки, слова на которых в начале лекции были непонятны). И оказалось, что с ними тоже все было в порядке, их изучили, как иностранные слова, интуитивно. По окончании педсовета психолог полу­чила слова благодарности от учителей за то, что она такая умная и не зануда.

  1. Демонстрация высокомерия

В чем ошибка: неопытные психологи демонстриру­ют некоторое высокомерие общаясь с профессиона­лами из других сфер, забывая при этом, что высоко­мерная позиция создает дистанцию между психологом-лектором и слушателями и не способству­ет взаимопониманию и психологическому контакту.

Как поступить: специалист, более других осведом­ленный в области человеческой души, наверняка име­ет малые представления о других научных и практи­ческих сферах деятельности человека. Созданию уважительной атмосферы беседы со слушателями поможет шпаргалка, приколотая к тексту лекции: «Чтоб разобраться в истинном и ложном, нам забы­вать не следует о том, что мастер просто говорит о сложном, а подмастерье — сложно о простом!».

Пример из опыта работы: свою речь на родитель­ском собрании психолог начала со слов: «У нас с вами общая цель — найти выход из сложившейся ситуа­ции. Предлагаю: я вам расскажу, почему так про­изошло и какое решение могло бы быть теоретичес­ки, а вы расскажете, как это было с вами и вашими родителями, когда вы были такого же возраста, что и ваши детей сейчас. Истина, как говорится, посе­редине». Разговор получился долгий, заинтересо­ванный, и решение было принято. Кстати, часть ро­дителей впоследствии попросились к психологу на индивидуальную консультацию — и такие проблемы приходится решать в школе.

  1. Неэффективная подача теоретического и практического материала

В чем ошибка: сегодня педагог-психолог уже не опирается во время лекции на исписанные от руки пожелтевшие листы и не зачитывает монотонно ин­формацию, не отрывая взгляда от бумаги. Каждый лектор умеет составлять презентации с разнообраз­ными мультимедийными эффектами. Ошибка заклю­чается в том, что иногда гаджеты заменяют человека; все внимание слушателей направлено на красивые картинки, хотя слушатели приходят на встречу с пси­хологом для общения, они хотят и сами поговорить.

Как поступить: разделите виртуально свое выступ­ление на части и две трети из него уделите простому общению с аудиторией. Подготовьте заранее вопро­сы, занимательные ситуации, по которым слушатели смогли бы сами высказаться, а вы, в случае необхо­димости, потом добавили бы своего научного мате­риала. Хорошо помогает раздаточный материал, ко­торый можно перелистывать, перебирать во время лекции или изучать самостоятельно после недолгой инструкции лектора. А еще слушателям нравятся ко­роткие видеозарисовки «из жизни». И коротенькое видеовыступление ученого тоже заинтересует ауди­торию. Далее психолог может повторить текст понят­ным языком, сохранив эффект научности.

Пример из опыта работы: на одной из лекций пси­холога перед родителями с подготовленной прекрас­ной презентацией периодически (по договоренности с электриком) выключался свет. Когда такое происхо­дило и наступал полумрак, психолог предлагала по­говорить «по душам» на тему лекции. В первый раз родители были насторожены, потом разговорились, а под конец вообще заявили, что включать свет нет необходимости, в темноте даже интересней! Добав­лю, что сама психолог заранее приготовила несколь­ко провокационных ситуаций, обсуждение которых вызвало интерес у аудитории. И сама психолог посто­янно давала научные пояснения по ходу спора. Пре­зентацию же потом скачали с сайта школы!

Таким образом, мы дали начинающему педагогу-психологу еще одну группу знаний, которые, надеюсь, помогут ему в период адаптации в новой профессии, а рефлексия собственного практического опыта при­ведет молодого специалиста через несколько лет к высоким профессиональным результатам. Удачи!

............................................................................................................................................................

Оставить комментарий к статье


Комментарии для сайта Cackle