google-site-verification: google9044dbfdb13d93de.html

Психология управления

Оглавление

Определение "Психология управления"

Предмет психологии управления

Психологические законы управления

Основные управленческие функции

Определение "психология управления"

Психология управле́ния — раздел психологии, изучающий психологические закономерности управленческой деятельности.

Основная задача психологии управления — анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления. Процесс управления реализуется в деятельности руководителя, в которой психология управления выделяет следующие моменты:

  • диагностика и прогнозирование состояния и изменений управленческой подсистемы;
  • формирование программы деятельности подчиненных, направленной на изменение состояний управляемого объекта в заданном направлении;
  • организация исполнения решения.

В личности руководителя психология управления различает его управленческие потребности и способности, а также его индивидуальную управленческую концепцию, включающую сверхзадачу, проблемное содержание, управленческие замыслы и внутренне принятые личностью принципы и правила управления. Управляющая подсистема, изучаемая психологией управления, обычно представлена совместной деятельностью большой группы иерархически взаимосвязанных руководителей.




Предметом психологии управления являются следующие проблемы человеческих взаимоотношений и взаимодействий с точки зрения ситуаций управления:

  • Личность, её самосовершенствование и саморазвитие в процессе труда.
  • Управленческая деятельность и её организация с точки зрения психологической эффективности.
  • Групповые процессы в трудовом коллективе, и их регуляция

Готовится в публикации электронная книга с эффектом перелистывания страниц "Психология управления". Вскоре мы дадим ссылку на бесплатное скачивание книги, а пока... почитайте одну их ее глав: 

Менеджмент - научная организация труда.

До начала XX века «управление» не рассматривалось как самостоятельная деятельность, и не было предметом особого научного исследования. Впервые о механизмах, закономерностях, принципах управления заговорили в связи с появлением книги Ф. Тейлора «Принципы научного менеджмента» (1911 г.), где выделял основные принципы управленческого труда. В 1920-е годы А. Файоль описал последовательную систему принципов менеджмента, управление стали рассматривать как особую, специфическую и самостоятельную деятельность. Именно Файоль связал повышение эффективности управленческой деятельности с ее психологизацией. К этому времени психология уже сформировалась как наука в ее теоретическом и прикладном аспектах. В 1920-е годы благодаря слиянию управлению и психологии возникла прикладная междисциплинарная «психология управления», основной задачей которой являлось изучение и решение проблем управленческой деятельности с помощью психологических знаний и умений.

Психология управления возникает не только с целью эффективности деятельности организации, но и с целью саморазвития человека в процессе труда.

Основные вопросы, на которые должна была психология управления:

  • как сделать управление более эффективным;
  • каким образом максимально использовать человеческие в производстве без принуждения и давления на людей;
  • как лучше организовать систему управления коллективом людей и учитывать особенности саморазвития человека в процессе труда.

Предмет психологии управления:

Предметом психологии управления является:

  • управленческая деятельность, ее организация, с точки зрения психологической эффективности;
  • изучение особенности личности руководителя и условия оптимизации его деятельности;
  • личность, ее самосовершенствование и саморазвитие в процессе труда;
  • групповые процессы в трудовом коллективе и их регуляция;
  • психология власти и лидерства в организации;
  • механизмы влияния людей друг на друга;
  • психологические особенности формирования трудового коллектива;
  • вопросы формирования психологического климата в коллективе;
  • вопросы управления конфликтами;
  • психологическая природа принятия управленческих решений;
  • психологические аспекты мотивации людей в процессе деятельности;
  • особенности преобразования информации в управленческой деятельности;
  • вопросы функционирования организации в целом.

Цель психологии управления: развитие психологической управленческой культуры руководителя, создание необходимых основ для теоретического понимания и практического применения в управлении психологических знаний и умений.

Управление - сложное философское понятие.

По В. Г. Афанасьеву, управление - функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающих сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программ, цели деятельности.

Организация - 1) определенный вид социальной системы, характеризующийся многоуровневым строением, способностью развиваться, открытостью, нацеленностью на более широкие цели и интересы; 2) объединение людей, совместно организующих некую программу и действующих на основе определенных процедур и правил.

Управление организацией направлено на: поддержание ее целостности; оптимизацию функционирования; обеспечение достижения целей; развитие организации в целом и отдельных ее элементов, в том числе людей.

Управление организацией - система скоординированных действий, направленных на достижение значимых целей организации и на получение более полезного эффекта при наименьших усилиях и затратах. Различие между управлением и руководством: управляют социальными системами, а руководят людьми.

Руководство - часть управленческой деятельности, в которой различные управленческие вопросы решаются воздействием на подчиненных.

Менеджер - член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи.

Психологические законы управления

Психологические законы управления проявляются в процессе взаимодействия людей в различного рода группах.

Основные законы:

  • закон неопределенности отклика;
  • закон неадекватности взаимного восприятия;
  • закон неадекватности самооценки;
  • закон искажения информации;
  • закон самосохранения;
  • закон компенсации.

Закон неопределенности отклика. 1) Разные люди в разное время могут по-разному реагировать на одинаковое воздействие. 2) Один и тот же человек в разное время может по-разному реагировать на одно и то же воздействие в зависимости от эмоционального состояния, настроения и т.д.

Нельзя предвидеть в полной мере ответную реакцию человека на определенное воздействие.

Закон неадекватности взаимного восприятия. Человек никогда не может постичь другого человека с той полнотой, которая была бы достигнута для принятия серьезных управленческих решений относительно этого человека. С учетом этого закона рекомендуется использовать следующие принципы подхода к людям:

  • принцип универсальной талантливости. «Нет людей бездарных и неспособных, а есть люди, занятые не своим делом»;
  • принцип развития способностей человека;
  • принцип неисчерпаемости: ни одна оценка данная человеку, не должна считаться окончательной.

Закон неадекватности самооценки. Человеку свойственно себя в чем-то переоценивать, в чем-то недооценивать. Для повышения адекватности самооценки необходимо овладеть различными приемами и методами самоанализа.

Закон искажения информации. Управленческая информация имеет тенденцию к искажению смысла в процессе движения сверху вниз. Устная информация восприниматься и адекватно интерпретироваться с точностью до 50% +- 30%.

Если информация не полная или доступ к ней ограничен, а она является значимой для человека, то люди начинают домысливать, дополнят ее, опираясь на собственные догадки. Чтобы искажение к минимуму, рекомендуют устную информацию всегда дополнять письменной: уменьшать количество передаточных звеньев; своевременно снабжать информацией сотрудников по вопросам, которые касаются их деятельности, поддерживать обратную связь с сотрудниками.

Закон самосохранения. Мотив, определяющий поведение человека - сохранение личного статуса, достоинства, состоятельности.

Закон компенсации. Человек, имеющий недостатки, сложности или проблемы в определенной области жизнедеятельности осознанно или нет, старается компенсировать их усиленной работой в другой области.

Основные управленческие функции

Управленческие функции - относительно обособленные направления управленческой деятельности, позволяющие осуществить управленческое воздействие.

Существует много различных точек зрения на состав управленческих функций.

А. Файоль рассматривает управление как процесс, состоящий из 4 взаимосвязанных функций: планирование, организация, мотивация, контроль.

В современной психологии управления состав функций выделяли эмпирически. Рубахин, Журавлев, Шорин на основе эмпирических исследований пришли к выводу, что можно выделить 6 производственных и 6 социально-психологических функций.

Производственные:

  • координация деятельности подчиненных;
  • обеспечение качества работы, повышение производительности труда;
  • организация сопряженной и ритмичной работы на основе обеспечения кадрами, оборудованием;
  • контроль, оценка и коррекция деятельности подчиненных;
  • поддержание трудовой дисциплины в коллективе;
  • расстановка кадров на основе согласования индивидуальных особенностей подчиненных со спецификой их труда (менеджер - управленец).

Социально-психологические:

  • снижение чувства неудовлетворенности трудом, его условиями, заработной платой;
  • регулирование межличностных отношений, разрешение конфликтов, снижение психологической напряженности;
  • отстаивание законных интересов своих подчиненных;
  • сохранение постоянного состава подчиненных;
  • обеспечение профессионального совершенствования, повышения квалификации подчиненных;
  • воспитательная работа с подчиненными (менеджер - руководитель).

Кроме того, на уровне теоретического анализа ими были выявлены операции, которые соответствуют стадиям управленческого цикла:

  • планирование;
  • ориентация (диагностика) произвольной продукции;
  • выработка и принятие управленческих решений;
  • организация выполнения программы действий;
  • контроль и коррекция результатов деятельности.

Эта позиция была подвергнута всесторонней критике. Основные управленческие функции нельзя множить до бесконечности, их состав должен отвечать критерию эффективности. Поэтому Кобаченко считает наиболее приемлемым решением о составе функций в кибернетическом подходе, в котором выделяют 4 функции:

  • планирование;
  • организация;
  • контроль;
  • регулирование (мотивация, работа с кадрами, руководство межличностных отношений).

При реализации функции планирования удается достичь четыре цели: устранить отрицательный эффект неопределенности и изменений, сосредоточить внимание на главных задачах, добить экономичного функционирования и облегчит контроль.

Функция планирования состоит в том, чтобы обеспечить ясность ожиданий от конкретных людей и тем, самым создать предпосылки для успешности совместных усилий людей и облегчить достижение целей и задач предприятия.

Методы реализации функции планирования:

1)      сбор информации (анализ документов, оценка всей ситуации);

  • методы программирования, которые включают методы целеполагания);
  • метод аналогии, обобщения, абстрагирования - методы мыслительного процесса;
  • теоретические методы: прогнозирование, моделирование, проектирование, нормирование.

Таким образом, планировать - это установить порядок действий; определить цели, конечный результат, направленность действий; определить время; выделить ресурсы; принять наиболее важные решения.

Сущность функции организации состоит в создании и поддержании в организации системы ролей, которая в свою очередь обусловлена разделением труда и необходимостью кооперации усилий. Посредством организационной деятельности устраняются неразбериха, конфликты между людьми по поводу работы или полномочий и создается внешняя среда, пригодная для их совместной деятельности.

Методы реализации организационной функции управления:

1)      регламентирование (разработка устава, должностных инструкции);

  • нормирование - установление нормативов деятельности;
  • инструктирование;
  • делегирование полномочий.

Необходимо установить организационную структуру, разработать устав, описать взаимоотношения, координацию действий, создать полное описание должностей, определить квалификацию на каждую должность.

Функция контроля на предприятии заключается в том, чтобы проверить, все ли выполняется в соответствии с учрежденными планами, разработанными инструкциями и установленными принципами. Его цель - выявит слабые места и ошибки, своевременно исправить их и не допускать повторения. Контролируется все: предметы, люди, действия (А. Файоль).

Методы реализации функции контроля: методы сбора, обработки информации (опрос, наблюдение); ревизия действий; учет, проверка решений, планов; оценка достигнутых результатов; коррекция, соответствие результатов поставленным целям.

Посредством функции регулирования достигается поддержание управляемых процессов в рамках заданных программой, регламентом, планом. Регулирование осуществляется через руководство и координацию.

Алгоритмизировать функцию регулирования невозможно, но выделяют принципы руководства, которым должно соответствовать регулирование, соответствующее признаку «лучшего пути»:

  • минимизация воздействия;
  • комплексность воздействия;
  • системность воздействия;
  • внутренняя непротиворечивость.

Методы реализации функции регулирования:

  • методы распорядительного воздействия;
  • методы дисциплинарного воздействия;
  • экономические методы;
  • социально-психологические методы - методы управления внутригрупповыми процессами, к ним относятся:
  • методы активации (обмен опытом, соревнование, критика и самокритика, информирование о позитивных результатах, поощрение за положительную работу);
  • методы социального нормирования (опора на традиции, введение обрядов, чествование ветеранов); методы социальной профилактики (общественное наблюдение и порицание, поручительство); методы дисциплинарной помощи (общественное обсуждение); методы управления ролевым поведением посредством престижа роли путем отчасти изменения ее содержания, введение униформы;
  • методы управления индивидуально - личностным поведением (беседа, требование, внушение, убеждение, методы анализа и самоанализа, контроля и самоконтроля).
  1. Методы управления - способы и приемы, за счет которых достигается решение задач управления.

Выделяют пять групп методов управления:

  • административные;
  • организационные;
  • методы правового регулирования;
  • экономические;
  • социально-психологические методы.

Другими словами - научись управлять людьми с точки зрения их психологических особенностей, и ты будешь управлять этими людьми! В том числе и манипулировать ими в своих целях! Что, заманивает?...

....................................................................................................................................................................

Поделитесь своим мнением о прочитанном, нам интересно:

 


Комментарии для сайта Cackle