google-site-verification: google9044dbfdb13d93de.html

Архив категорий: Психология образования

Нередко приходится слышать, что совесть нынче не в моде, что торжествует всепобеждающий «здравый смысл», инокулированный нам Западом вместе с рационализмом, индивидуализмом, меркантилизацией нашего сознания, культом потребления, удовольствия и успеха. Совесть явно не вписывается в такого рода систему ценностей и в лучшем случае может быть принята как формально понятая честность.

Для того чтобы постичь глубинный смысл этой категории, необходимо провести небольшое этимолого-лингвистическое исследование. В русском языке понятие совесть является производным от глагола ведать, имеющего санскритские корни. Буквально оно означает со-ведение или со-знание. В большинстве европейских языков, возникших на основе латыни, просматривается точно такая же ситуация: совесть берет свое начало от латинского слова conscientiam, имеющего то же значение, что и в русском языке.

Читать далее

Одаренный ребенок – это прежде всего ребенок, а уже потом одаренный!

 Мудрая природа распределила всех людей гармонично: 80% от всего человечества – это люди с интеллектуальным развитием, которые принято считать «нормой». Остальные 20% по закону Паретто распределяются равномерно – по 5% с одной стороны – люди с различными диагнозами легкой и средней умственной отсталости, но способные к частичному обучению, самообслуживанию и выполнению трудовых операций, с другой стороны – люди, которых называют одаренными и их одаренность проявляется в высоких учебных или профессиональных достижениях. 5% - это люди с диагнозом идиотизм, они не способны к обучению вообще, в том числе их нельзя обучить даже простейшим навыкам самообслуживания, не говоря уже о трудовых навыках. И на другом конце линейки находятся гении, их тоже примерно 5% от всего человечества – это люди с уникальными умственными способностями, которые ярко проявляются в разнообразных видах деятельности и которые приносят самые крупные научные и другие открытия человечеству. На границе этих двух миров – люди с задержкой психического развития и люди с повышенными способностями к определенному виду интеллектуальной или другой деятельности. При благоприятных условиях они переходят в норму развития, при неблагоприятных – в патологию.

Читать далее

Сегодня человечество столкнулось с кризисом во многих областях: история, идеология, геополитика, экономика, медицина, экология, культура, образование...

Все эти сферы придумывает, создает и аккумулирует общество. А общество составляют люди, и каждый человек как представитель этого общества, вносит свой отдельный вклад в работу всех сфер нашего существования.

Имея сегодня один большой, обширный кризис везде и сразу, пора бы нам – умному и образованному человечеству, прекратить бесконечные споры, вырубить зомбоящики и компьютеры и задуматься о том, как мы пришли к такому печальному результату, ведь, казалось бы, начиналось все так красиво.

Для этого нам придется переосмыслить историю, традиции, культуру, образ жизни и мышления, моральные устои, поведение, межличностные отношения и, к сожалению, еще много чего..

Не так  просто, скажете вы. Такой пересмотр идет столетиями, и в итоге приводит лишь к новым разногласиям, спорам и войнам.

Однако, поспорю.

Читать далее

Даёт ли ЕГЭ шанс талантам из провинции на учёбу в престижных вузах Многие защитники ЕГЭ приводят один и тот же аргумент: единый экзамен осуществил буквально прорыв, позволив талантам из провинции стать студентами престижных вузов. Меня вдруг не на шутку озадачил вопрос: а как сложилась бы судьба талантливой девочки из Сибири Фроси Бурлаковой из фильма «Приходите завтра» (1962 г.), если бы она жила в наше время и поступала в музыкальный вуз Москвы на общих основаниях.

Эпиграф

Гардеробщица: Туры…

Фрося: Это чего это? А?

Гардеробщица: Туро-то? Туры… А чёрт их знает! Туры да туры. Ну вроде как через сито людей просеивают. Сеют-сеют, а потом как турнут! Только и тут вот не всегда тоже большие-то остаются. А ты не успела и ладно. Здоровее будешь!... Несчастные это те, которые тут остались. Талант. Ведь это — ищи его. А ежели его нет? А уж приняли. Вот тебе несчастный человек на всю жизнь.

Я обожаю этот фильм. Мне кажется, что я знала его всегда. Когда в детстве я услышала в исполнении Екатерины Савиновой «Серенаду» Шуберта, она обволокла меня своим колдовством на всю оставшуюся жизнь. Огромные глаза главной героини и до боли знакомое чувство одиночества в её нереальном голосе. Вот они стоят: мама, Колька, Маня, Катя, Леночка и Ванюшка. Старшая сестра Фрося обнимает всех по очереди, запрыгивает в телегу, и Колька везёт её в новую жизнь. Она едет не то «выступать», не то «поступать» в Москву. Такой маленький домик. Такие огромные ели и сосны!

Читать далее

1Проблема насилия и агрессии исследуется уже на протяжении многих лет и до сих пор не утратила своей актуальности. Данное явление в последнее время активизируется и в школьной среде. На проблему насилия среди учеников все чаще обращают внимание не только психологи, но и учителя, и родители. Эта жестокость принимает различный характер и схожа с такими проблемами, как «дедовщина» в армии. В школе это называется травлей. За рубежом этому явлению дано определение - буллинг.

           Целью нашей статьи является определение сущности такого явления в школе как буллинг; изучение причин насилия в школе и разработка рекомендаций, направленных на профилактику данного явления.

Читать далее