google-site-verification: google9044dbfdb13d93de.html

Как учителю поступить при конфликте лидеров и изгоев в классе?

В этом году я стала классным руководителем в 5 классе. Класс достался сложный. С начала учебного происходит борьба за лидерство между детьми. Три девочки отделились от коллектива и обсуждают остальных, не считаясь с мнением других. Одну из них класс принял за лидера и все слушают ее. Сама девочка из благополучной семьи, способная, учится на "отлично", мама и папа воспитывают ее как сильную личность. В классе есть девочка-инвалид. "Троица" "шушукается" за спиной у нее, доводят одноклассницу до истерики. Мама девочки-инвалида приходит и жалуется на обидчиц дочери. Мамы других детей тоже жалуются на ученицу-лидера. Как мне быть в такой ситуации? Как мне это прекратить? Как поговорить с мамой девочки-лидера и девочки-изгоя? Я не могу подобрать слов, которыми объяснить мамам поведение их дочерей и помочь в их конфликте.

Рекомендации психолога: Уважаемая классный руководитель 5-го класса. Вы описываете классическую схему становления и развития детского коллектива. Правда, меня смущает тот факт, что, судя по всему, дети уже ранее учились в начальной школе и у них должно быть закончено формирование групп и коллектива в целом. Можно принять во внимание два новые фактора:

.................................................................................................................................................



.................................................................................................................................................

  • Сложности и учеников, и учителей при адаптации к новому типу обучения – в средней школе
  • В классе появились новые ученики, которые разрушили всю структуру детского коллектива

Я пока не имею достаточной информации об истинных причинах начавшейся борьбы за статус в группе ваших учеников, поэтому расскажу в обобщенной форме, почему так происходит и как вам поступить, как классному руководителю.

Детский коллектив проходит несколько этапов становления:

  1. Знакомство
  2. Борьба за лидерство
  3. Формирование групп и подгрупп
  4. Выработка адекватного поведения в группе и в коллективе в целом согласно совему статусу и своей роли
  5. Стабильность группы и коллектива
  6. Распад группы и коллектива

Сейчас дети в вашем классе скорее всего находятся на втором этапе, раз у них проходят конфликты между девочками. Потому что начиная с 3 – 4 этапа  дети постепенно привыкают к тому статусу, который они получили и ведут себя соответственно навязанной им роли. Поэтому будем исходить из вопроса: как девочкам утвердиться в своем статусе наиболее адекватно?

Сначала о лидере. В вашем случае есть хорошая новость – девочка отличница и из благополучной семьи. То, что родители ее воспитывают соответственно, это их право и это надо принять как должное. Но родители могут ошибаться в выборе приоритетов характера дочери, вот на этом вам и надо построить ваш разговор с ними. Пока я замечаю, что девочка своим эгоистичным характером добивается своих лидерских целей. Вот формы поведения она выбрала неверные, но это скорее всего как раз и есть ошибка родителей, которые не подсказали ей другие формы поведения. Лидер может быть агрессивным, а может быть снисходительным. Агрессия пока – основная форма поведения ученицы-лидера. Родителям надо дать понять, что привычка достигать целей лидерства агрессией может навредить девочке во взрослой жизни, потому что на любую агрессию она может найти еще более агрессивную от кого-то другого и тогда она может пострадать. Это как в мультфильме про Львенка – Царя зверей. Помните, мудрый Орел ему говорил: «Не говори, что силен – встретишь более сильного!» Вот тут посмотрите мультик, детям тоже его можно показать - вот здесь 

А раз так, то используя более снисходительные тактики поведения, девочка, наоборот, может научиться поведению, за которое ее будут уважать во взрослой жизни как мудрую, добрую, харизматичну, что совершенно не исключает ее лидерского статуса в коллективе. Вы можете дать понять родителям, что если они не поймут свою ошибку, то именно вы, как учитель, будете той самой агрессией, с которой их дочери придется столкнуться в школе. Вы тот человек, который отвечает за безопасность всех детей, в том числе и психологическую безопасность девочки-изгоя. Расскажите родителям, какие конкретные педагогические приемы вы будете использовать, чтобы приструнить неадекватное поведение ученицы-лидера.

Как вы можете поступить? Конечно, каждый раз делать запись в дневнике о вызове родителей в школу на беседу с классным руководителем. При беседе все фиксировать в протокол или вести запись беседы на видео – это нисколько не умаляет ваших педагогических действий, наоборот, вы покажете всю серьезность ваших намерений по отношению к процессу воспитания родителями своей дочери. Уверяю, через 3-4 прихода в школу родители начнут возмущаться и тогда у вас будет возможность или получить их согласие на изменение поведения дочери, или на постановку ее на школьный учет за плохое поведение в классе. Надеюсь, что ваш такт и спокойствие помогут родителям осознать свою ошибку в воспитании девочки. Если же им будет трудно – пусть отращаются ко мне за консультацией, я им объясню доходчиво.

Вторая ваша цель – это общение с ученицей-лидером. Тут помогает очень строгий стиль общения, который как раз и показывает девочке, что всегда есть кто-то, кто сильнее ее. Вам надо сделать так, чтобы один факт вашего присутствия и наблюдения за ней уже служил бы сигналом для изменения девочкой своего поведения. Конечно, настраивайтесь, что вам придется как можно чаще показыватся у нее на глазах. Некоторое время вам придется отложить в сторону все другие дела и принять эту игру. Не волнуйтесь, это продлиться недолго, потому что ваше присутствие и постоянный контроль заставят девочку следить за своим поведением. Одновременно с таким контролем обязательно включите публичную похвалу ученицы за ее даже попытки изменить свое поведение, причем делайте это намеренно преувеличенно, в восхитительных тонах. Убеждена – девочка, как и все лидеры ее возраста, хочет восхищения, а вы будете как раз тем человеком, который удовлетворяет эту ее потребность. Другими словами – наедине строгий контроль и наказание, публично – предвосхищение правильного поведения и поощрение. Это должно привести в тому, что девочка начнет подбирать те способы взаимодействия с одноклассниками, которые вызываю похвалу учителя – то, что вам и надо.

И ваша третья цель – ученица-инвалид. Найдите ей «защитника», который всегда будет присутствовать рядом. Договоритесь с сильным старшеклассником (придумайте что-нибудь, чтобы его «подкупить»), пусть он своим присутствием молчаливым рядом с девочкой-изгоем даст понять всем другим, что у нее есть защитник, который, в отличие от учителя, может и врезать так неслабо. Это не значит, что он будет драться, это значит – он намекнет на свою силу. В детской среде это называется «сильным внешним раздражителем», который играет роль негативного подкрепления. Негативное подкрепление – это намек на то, что если кто-то выберет неправильный стиль поведения, то будет наказан. «Защитник» тоже какое-то долгое время будет рядом, пока к его присутствию все не привыкнут. Зато со временем привыкнут и к тем способам общения, которые вы считаете правильными. А все правильные поступки, помните, вы начинаете хвалить максимально преувеличенно. Одновременно хорошо бы и саму девочку-изгоя научить особым правилам поведения, но это уже другой разговор.

Я сейчас вам рассказала, как вам поступить на этапе формирования статуса учеников, но жизнь будет идти дальше и детям нужно будет учиться новому поведению в группе и коллективе, когда все роли устоялись. Возвращайтесь на консультацию с психологом и мы продолжим разговор.

А еще вы можете посоветовать родителям наши электронный книги по воспитанию детей - это бесплатно и это здесь

................................................................................................................................................................

Скажите, если есть, что сказать! Спросите, если есть, что спросить! Мы обязательно ответим!


Комментарии для сайта Cackle