google-site-verification: google9044dbfdb13d93de.html

Что делает и чего не делает успешный директор школы?

Вопрос: Хочу стать хорошим директором. Каких ошибок мне надо избежать и что делать, чтобы это было целесообразно?

***

Управление школой – это особый процесс с точки зрения менеджмента, недаром образовательный менеджмент выделен как отдельная наука и практика. Главной отличительной особенностью процесса управления является тот факт, что зачастую директора школы в недалеком прошлом сами были учителями из коллектива, которым в настоящее время руководят. И это, на мой взгляд, является одним из ведущих факторов, который оказывает влияние на то, что в относительно одинаковой по разным критериям оценки среде одни директора добиваются профессионального успеха для себя, для своего педагогического и ученического коллективов, для города и региона, а успехи других незначительны и находятся на допустимом для функционирования школы уровне.

Почему успех одних директоров несравнимо больше успеха других? Какие проявления успеха отличают их от своих коллег? В чем причина успеха лучших из лучших? Какую стратегию поведения выбирают руководители образовательной организации, ведущую их к успеху? Чего избегают директора в процессе управления школой?

(далее…)

Хочу сделать карьеру директора школы. Что мне делать?

Вопрос: Хочу сделать карьеру и стать директором школы. Не осуждайте меня, посоветуйте, как мне добиться своей цели?

  ***

Проблема карьерного роста руководителя образовательного учреждения и получение базового высшего образования в области управления образованием сегодня получила признание со стороны действующих руководителей и органов управления образования, активно включившихся в процесс стимуляции руководителей к обучению.

Но практика в очередной раз подтвердила, что при формировании учебной группы курсов профессиональной переподготовки «Менеджмент организации» приоритет отдается именно действующим директорам образовательных учреждений и их заместителям. До сих пор резерв управленческих кадров не получает необходимых знаний в сфере управления до момента назначения на должность. Как-то не удается преодолеть утвердившееся мнение вышестоящих руководителей, принимающих решение о назначении на должность, в том, что специалист сначала должен наработать практику, и только тогда он сможет впитать теорию. Определенная доля правды в этом есть: нередки случаи, когда вновь назначенный управленец (особенно заместитель директора по УВР), столкнувшись с неизвестными ранее ему проблемами, покидает «кресло» - тогда, конечно, не стоит вкладывать деньги в его обучение. Но ведь поэтому и происходит неприятие новой должности, потому что бывший учитель не понимает специфики управленческого труда. Ситуации, когда молодой руководитель прикладывает массу усилий для выполнения новых профессиональных обязанностей, затрачивая на это еще большую массу усилий, изобретая велосипед, еще более угнетают.

(далее…)

Какие новые формы обучения педагогов в системе ПК вы предлагаете?

Вопрос: Какие новые формы обучения взрослых в практике повышения квалификации педагогов и руководителей образовательных учреждений вы можете предложить?

***

Отдаленность города Комсомольска-на-Амуре от других городов на Западе и Востоке России сказывается на том, что учителя-комсомольчане не всегда имеют возможность повысить квалификацию за пределами Хабаровского края.  В такой ситуации есть доступное решение проблемы через внедрение новых форм организации учебных занятий - и у нас есть опыт обучения взрослых, который позволяет слушателям курсов отдаленного региона прослушать лекции преподавателей и пообщаться с коллегами по всей России, не выходя из аудитории института.

(далее…)

Можно ли “руководить” руководителем?

Вопрос: Я - подчиненная. Очень хорошая подчиненная. Однако мне хотелось бы узнать, а можно ли руководить своим руководителем? Я бы попробовала.

***

Принято, что руководитель берет на себя ответственность обучать особому поведению людей на рабочем месте. Это исходит из самой функции руководителя – надо руководить, значит «руки», которыми надо «водить», должны двигаться особым образом. Каким? Естественно, таким, каким захочет сам руководитель.

Психология управления дает ответы почти на любые вопросы руководителя о том, как надо управлять людьми. В помощь идут различные теории, например, теория научения поведения, объясняющая, что при правильном построении взаимодействия руководителя и подчиненного, используя определенные типы научения, такие, как рефлекторное поведение, научение на основе последствий поведения и в процессе наблюдения за поведением других людей, используя различные компенсации, поведение любого сотрудника можно довести до желаемого и одобряемого руководителем.

(далее…)

Как вновь назначенному директору школы успешно пройти адаптацию в новом статусе?

Вопрос: Замечаю, что вновь назначенные директора школ делают много ошибок. Как им помочь, чтобы они как можно скорее адаптировались в своем новом статусе?

***

Анекдот. Уходя с должности, старый директор передает дела новому: «Вот тебе три конверта, когда станет трудно, вскрывай их по очереди, найдешь дельные советы». И вот первая трудность у нового директора — он открывает конверт № 1, читает: «Вали все на старого!» Так и поступил, все наладилось. Вторая трудность — вскрывает конверт № 2, читает: «Ссылайся на свою неопытность!» Опять сработало. Третья трудность — достает конверт № 3, а там совет: «Готовь три конверта!»

Практика работы с персоналом предусматривает такое направление как сопровождение вновь назначенного специалиста в процессе адаптации на новом рабочем месте или в новой должности. В том или ином варианте такая работа ведется по отношению к педагогу или другому специалисту школы. Возглавляет этот процесс директор школы, назначенные им сотрудники (завуч, педагог — наставник) определенное время помогают новому работнику влиться в коллектив и определиться в профессии.

(далее…)

Кто сегодня директор: менеджер или учитель учителей?

Вопрос: Какова роль директора школы в современном образовательном процессе? Кто он – менеджер или учитель учителей?

***

Недавно на одной из встреч директора поспорили о своей роли в процессе управления школой, задавшись вопросом: директор школы – менеджер или учитель учителей? Высказывались о том, что в свете последних инициатив в сфере образования и новым наполнением содержания деятельности директора он больше менеджер, т.к. сама педагогическая работа у него не может быть примером для учителей-профессионалов, ну некогда ею заниматься, когда в плане на день экономика и хозяйствование. Были и другие мнения - как можно руководить учителями, если ты сам уже плохой учитель? Только личным примером высоких педагогических достижений можно вести пед.коллектив к качественному образованию! А были и такие высказывания – как вообще можно сравнивать эти роли, ведь здесь все разное: название должности, функциональные обязанности, мера ответственности. Не может быть такого! Я приглашаю вас, уважаемые директора и учителя, также принять участие в нашем обсуждении, что скажете вы?

(далее…)

Как оценить работу учителя в контексте психологического аспекта?

 Вопрос: Как оценить работу подчиненного с точки зрения психологии?

***

Сегодня, в связи с введением новой системы оплаты труда, оценка сотрудника, как составляющая системы работы с персоналом, становится наиболее актуальной проблемой руководителя образовательного учреждения.

         Руководитель управляет не механизмами, а людьми, поэтому человек выступает объектом управления. Причем не человек вообще, а конкретные и самые разные люди. Существует ли единая технология оценки и воздействия на подчиненных или к каждому из них необходимо подобрать столь же уникальные, как и он сам, ключики? Возможно ли всегда и ко всем «подобрать ключи» так быстро и эффективно, чтобы осталось время и силы на другие аспекты управленческой деятельности?

     Руководитель, воздействуя на подчиненных, формирует и создает такие (в том числе и психологические) обстоятельства, которые принуждают работников стать полноценными субъектами своей профессиональной деятельности. Оценивая результаты этой деятельности, руководитель в первую очередь должен для себя определить, что лежит в основе выбора сотрудниками вариантов своего поведения в процессе профессиональной деятельности, т.к. оценки именно этих вариантов и ждут подчиненные от своего руководителя.

(далее…)

Лечим прогульщиков от «вирусов» ухода из школы…

 Вопрос: Учащиеся прогуливают школу и не только по болезни. Как поступить учителю? Какое лекарство им "прописать"?

***

Вирус «ухода из школы», к сожалению, и сегодня распространен в подростковой среде. Пустые парты в классе заставляют директора и завуча строго спрашивать с классного руководителя и учителя-предметника пресловутую «посещаемость», а педагоги в свою очередь «принимают меры» к прогульщикам, зачастую только усугубляя проблему пропусков подростками уроков в школе.

Сегодня учителю, работающему с учащимися-подростками, необ­ходимо максимально опираться на психологические особенности данного возраста с обязательным учетом закона «не навреди».

(далее…)

Имидж современного учителя: «серая мышка» или обаятельный человек?

Вопрос: На что обратить внимание начинающему учителю, который заинтересован в развитии положительного имиджа?

 ***

Педагог – профессия особенная. Учителя всегда на виду, рядом с ними ученики, коллеги, родители. Однако принято считать, что в педагогическом вузе готовят прежде всего специалиста, владеющего определенным набором знаний, умений, технологий, а человековедческим дисциплинам отводится второстепенная роль.

   Часто педагог теряет авторитет своих подопечных потому, что неинтересен им как личность. Ведь учитель несет детям не только знания. С самого порога класса начинается тонкое взаимодействие педагога с учениками, результат которого зависит от отношения учителя к миру, окружающим людям, к себе. Воспитать «крылатого» может только «крылатый» педагог, воспитать счастливого может только счастливый, а современного - современный.

(далее…)

Как воспитать подчиненного?

Вопрос: Как воспитать подчиненных? Что сделать, чтобы они выполняли правила внутришкольного распорядка?

***

Опираясь на теорию бихевиоризма, предлагаю директору воспользоваться тремя типами научения поведения сотрудников.

Первый тип – научение поведению с позиции формирования условного рефлекса. У каждого человека при создании определенной ситуации можно сформировать на основе безусловного условный рефлекс, который в свою очередь будет отражать желаемое поведение. Давайте вспомним, как это выглядит в теории вопроса. Когда «собаке Павлова» подносили к носу миску с едой, у нее начинала выделяться слюна – это реакция безусловного рефлекса на безусловный раздражитель. Если в этот момент перед собакой зажигали лампочку, т.е. предлагали условный раздражитель, то через некоторое время слюна выделялась даже тогда, когда миски с едой не было, а была только зажженная лампочка, т.е. произошло замещение безусловного рефлекса условным. В нашем понимании лампочка сформировала новое поведение собаки. Сотрудники, конечно, не собаки, но как всем живым существам им присущи и условные и безусловные рефлексы, и умелый директор сможет управлять этим процессом и сформировать новый тип поведения у своих подчиненных. Как это делается на практике?

(далее…)

Учителю надо установить успешное взаимодействие с учениками. Как это сделать?

Вопрос: Как часто ребенок обращается за помощью к взрослому? Что ждет ребенок от общения с ним? К чему стремится учитель, общаясь с учеником? Насколько продуктивно взаимодействие педагога и воспитанника?

***

Взаимодействие взрослого и ребенка, ошибки взаимодействия, «Активное слушание», «Я-высказывание», «Технология решения проблем».

Процесс взаимодействия взрослого и ребенка строится с использованием особых педагогических технологий, приводящих к определенному целевому результату. Арсенал таких технологий у каждого учителя достаточно многообразен и каждый раз при выборе той или иной техники взаимодействия он должен согласовываться с определенной педагогической целью: обучающей, развивающей, воспитывающей. Вопрос в том, насколько профессионально подбирает педагог ту или иную технологию, начиная разговор с учеником? Насколько сам ученик готов участвовать в этом процессе? Что в конечном итоге получит учитель и ученик?

(далее…)

На какие критерии оценки портфолио учителя можно ориентироваться?

Вопрос: Готовлюсь к аттестации, заполняю портфолио. Мне известны, конечно, критерии оценки моей работы, завуч сказала... но хотелось бы узнать и стороннее мнение.

***

Наличие портфолио для педагога, претендующего на высокую оценку его достижений, сегодня является одним из необходимых наборов в списке оцениваемых результатов деятельности учителя. Структура и содержание портфолио педагога сегодня уже достаточно разработаны. Многие учителя активно включились в процесс сбора и оформления документов портфолио. В скором времени папки на бумажных и электронных носителях предстанут перед заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе, перед которым наверняка встанет проблема, как оценить этот нелегкий труд своего подчиненного. Согласитесь, что выработка критериев оценки портфолио – достаточно трудная задача, здесь необходимо учесть и количество документов, и их качество, уникальность содержания и индивидуальный вклад каждого учителя в процесс сбора документов и его участие в мероприятии, которое он документально доказывает. Кроме того, существуют документы, при оценке которых компетентности самого завуча не хватит, т.к. он не может быть специалистом во всех образовательных областях, значит, надо будет как-то оценить рецензии, отзывы сторонних лиц, более компетентных в вопросах, подлежащих оценке.

(далее…)

Как провести анализ результатов управленческой деятельности директора школы?

Вопрос: Посоветуйте, как провести анализ работы школы. Мне нужна подробная и понятная схема анализа.

***

Директор школы сегодня не просто бывший успешный учитель, но и современный менеджер, управляющий организацией с использованием теории и практики образовательного менеджмента, определяющего руководителю некие «единые правила управления». В данной статье речь пойдет об аналитической функции управления как одной их списка основных функций: информационно – аналитической, мотивационно – целевой, планово – прогностической, организационно – исполнительской, контрольно – диагностической, регулятивно – коррекционной.

Анализ как функция управления. Цели анализа. Объект и предмет анализа. Виды анализа: параметрический, тематический, итоговый. Содержание анализа в зависимости от его схемы. PEST – анализ. SWOT – анализа. Итоговый педагогический анализ.

(далее…)

Как руководителю дать поручение подчиненному?

Вопрос: Коллектив большой. Люди разные. Но цель одна - качество работы школы. Как руководителю правильно дать поручение подчиненным, чтобы и дело было сделано, и работник был мотивирован. Можно ли так сделать?

***

Умение осуществлять индивидуальный подход при управлении подчиненными является сегодня одним из важных в списке управленческих способностей руководителя. Ведь люди – не станки, их нельзя включить или выключить, они не будут работать по стандартной инструкции по применению работника. Перед руководителем же часто встают проблемы, которые он должен решить при максимальном участии подчиненного. В такой ситуации приходится давать поручения, которые могут совпадать, а могут и не совпадать с должностной инструкцией сотрудника. Для руководителя это привычное дело – отдать приказ или попросить о выполнении, ведь подчиненный в любом случае должен выполнить порученное ему дело. И он выполнит. Другое дело, как выполнит. Вот тут руководителю и необходимо учитывать личностные особенности восприятия поручения работником, т.к. именно от этого личного восприятия и будет зависеть качество выполненной работы.

(далее…)

Как организовать самоуправление педагогов в системе внутришкольного управления?

Вопрос: Самоуправление - это миф, не хотят педагоги самоуправляться, пока не прикажешь. Или вы другого мнения?

***

В чем выражается готовность педагогического коллектива школы управлять качеством образования

Готовность (как понимание и принятие задачи с оценкой ресурсов для ее решения) коллектива педагогов осваивать (внедрять) инновации, а тем самым управлять развитием школы, является важнейшим условием включения педагогического коллектива школы в управление качеством образования.

Готовность педагогического коллектива, работающего в личностно-образовательной парадигме, управлять развитием школы рассматривается в двух аспектах:

  • профессионально-предметном

коммуникативно-личностном.

(далее…)

 

 

проверяю шрифт текста

Абзац

Заголовок 1

Заголовок 2

Заголовок 3

Заголовок 4

Заголовок 5
Заголовок 6
Отформатированный